За безопасность на дорогах России

Русский English

Актуальное состояние рынка СИМ и мер, принимающихся в сфере безопасности дорожного движения с участием средств микромобильности

Электросамокаты: повседневное транспортное средство

Микромобильные устройства за последнее десятилетие успели захватить интерес не только простых пользователей, но и целых государств. Сегодня, 1 марта 2023 года, в России вступили в силу поправки к ПДД, вводящие новый термин – средства индивидуальной мобильности или сокращенно СИМ, а также корректировки в действующие положения последней редакции в ряд пунктов, касающихся передвижения на подобных устройствах. В многом, новые правила схожи с теми, что уже действуют для велосипедистов, а значит, требуют большей эрудированности от лиц, управляющих ими, в части знаний ПДД, чем от пешеходов. Однако, стоит помнить, что на дороге одинаково обязаны быть внимательными и ответственными за свои действия все участники дорожного движения, вне зависимости от их категории, пола или возраста.

Из года в год растёт количество устройств, приобретаемых частными лицами, маркетплейсы каждый сезон отчитываются о росте продаж таких товаров, как электросамокаты, сигвеи, гироскутеры. Сервисы кикшеринга закупают устройства, которые ориентированы для требований бизнеса – они обладают повышенной прочностью, безопасностью и отвечают условиям комфортной эксплуатации для пользователей в условиях города. Судить об увеличении количества электросамокатов возможно по данным о расширении парков. Так, парк сервиса Whoosh к 30 июня 2022 года увеличился на 83% относительно 31 декабря 2021 года и составил 75 тыс.[1] устройств.

Растущее число СИМ неразрывно связано с мерами по повышению безопасности дорожного движения. Устройства микромобильности получили своё признание на законодательном уровне, однако, потребуется ещё множество усилий и времени для того, чтобы сформировать культуру использования СИМ на взаимовежливых условиях между участниками дорожного движения. Электросамокаты и другие устройства входят в повседневность достаточно быстро, хотя можно возразить, что в России первые устройства появились сравнительно давно, тем не менее, они не были объектом массового распространения, в отличие от действительности последних 5 лет. Из средства развлечения такие устройства постепенно становятся одним из видов городского транспорта, и всё же, отношение к безопасности на СИМ нередко остается легкомысленным. Данная проблема также актуализирует необходимость создания специальных школ и площадок по отработке навыков управления электросамокатами и другими устройствами, позволяющим, в том числе, в игровой форме изучить как теоретические знания, так и опробовать свои умения на практике. Кроме того, сервисами проката проводятся мероприятия по привлечению внимания к безопасности при управлении устройствами, создаются интерактивные курсы и тесты на страницах приложений кикшеринг-сервисов.

СИМ перестали быть исключительно городским трендом. В современном мире устройства микромобильности являются одним из рутинных способов передвижения горожан и жителей пригородов. Их несложно арендовать или купить, ведь спрос делает их в целом доступнее для покупки потребителей с различным бюджетом, можно взять с собой, либо оставить на специальной парковке, а что самое важное – поездка на таких устройствах не требует усилий от управляющего ими пользователя, в отличие от механического велосипеда. Микромобильность удобна, но удобство не должно идти вразрез с безопасностью.

Рынок СИМ по итогам 2023 года

По оценкам Future Market Insights[2] рынок электросамокатов в 2023 году вырастет с 626,8 млн долларов до 806,3 млн долларов. В исследовании компании отмечается, что рост спроса на устройства будет спровоцирован вопросами сокращения углеводородного следа и уменьшения выброса парниковых газов в атмосферу Земли, а также будет соответствовать тенденциям заинтересованности потребителей в электроавтомобилях, запрос на которые также ежегодно увеличивается. Как следствие, предпочтение индивидуальным видам транспорта общественному, является одной из ключевых возможностей для интенсификации роста отрасли, наравне с усилиями городов по строительству новой велоинфраструктуры и интеграции электросамокатов в городской транспорт.

В России, на момент написания статьи, отсутствуют данные по оценке рынка услуг кикшеринга, но, об объемах можно косвенно судить по привлекаемому компаниями финансированию. Так сервис Urent смог привлечь более 2 млрд рублей после интеграции в экосистему МТС в феврале 2022 года, а сервис Whoosh в июне этого же года провел первый раунд размещения облигаций в размере 3,5 млрд рублей. Компания планирует привлечь в ходе нескольких раундов около 30 млрд рублей. Таким образом, на июнь 2022 года примерная стоимость рынка услуг проката электросамокатов в стране достигала не менее 5,5 млрд рублей, учитывая, что в России работает в среднем 50 компаний проката, объем привлекаемых средств может превышать 6-7 млрд рублей.

По данным международной консалтинговой компании McKinsey к 2030 году расходы на услуги сервисов шеринга микромобильных устройств (включая электросамокаты, электровелосипеды и электроскутеры) достигнут 50-90 млрд. долларов[3]. Для сравнения, в 2019 году на территории Северной Америки, Европы и Китая было затрачено 1-3 млрд. долларов на услуги шеринга данных устройств.

Вместе с тем, по данным TechCrunch в 2022 году сервисы кикшеринга уходили с некоторых рынков США, не выдерживая конкуренции или условий, которые устанавливали города для проката устройств. Так, с улиц Майами исчезла компания Bolt Mobility, бросив прокатные устройства в городе[4]. Несмотря на то, что в 2021 году компания приобретала активы для развития услуг шеринга в США, уже в 2022 году Bolt пришлось закрыться.

Необычное с точки зрения городской мобильности решение было принято мэром Парижа – жители города проголосуют[5] за разрешение или запрет продолжить работу сервисами аренды электросамокатов, которые не имеют докстанции, а могут быть оставлены где угодно. У трёх компаний, осуществляющих свои услуги в Париже, Dott, Lime и Tier истекает договор с администрацией города в марте этого года. Как подчеркнул в своём заявлении мэр, устройства наносят вред экологии, а сотрудники таких компаний не обеспечиваются должным исполнением их трудовых прав. В случае отзыва лицензии более 15 тыс. устройств должны быть убраны с улиц города, однако, чиновники поясняют, что решение не будет приниматься одномоментно и все лицензии будут продлены на переходный период. С точки зрения бизнеса Париж выступает в качестве одной из ключевых точек – именно этот город один из первых одобрил использование сервисов кикшеринга. По этой причине данная ситуация беспрецедентная для бизнеса сервисов проката электросамокатов как в Европе, так и в мире. Решение парижан может оказать серьёзные последствия на развитие микромобильности как городского транспорта и в других странах. Однако, в меньшей степени результаты голосования и прогнозируемые изменения в сфере микромобильности окажут влияние на российский рынок, что вызвано как существующей геополитической ситуацией в мире, так и иным подходом к интеграции новых видов транспорта в города. Например, в Москве сервисы кикшеринга находятся в тесном сотрудничестве с городским Департаментом транспорта, что задает тренды в модели взаимодействия между администрациями и бизнесом по всей стране. В столице отчетливо прослеживается тренд на создание системы «MaaS» (Mobility-as-a-Service) - транспортные средства становится новым видом сервиса услуг для пользователей. Так, в Москве интеграция между Депатраментом транспорта и бизнесом происходит на уровне приложения «Московский транспорт», с его помощью можно арендовать устройство любого оператора. В качестве яркого и позитивного примера взаимодействия московского Дептранса и кикшеринговых служб можно привести формирование на уровне города «медленных зон», где скорость самокатов автоматически ограничивается. В список медленных зон вошли крупные парки, центральные улицы города, а также наиболее проблемные участки улично-дорожной сети[6].

На фоне новостей о том, как западные игроки сокращают свои рынки предоставления услуг, новости российских кампаний напротив, свидетельствуют о продолжении экспансии рынка. Наиболее крупные российские компании отмечали в своих новостях, что в 2022 году их парк уже расширился или должен был расшириться до конца года. Расширение парков были зафиксированы у таких сервисов как Whoosh, Urent, lite, Yandex.Go[7].  Только в Москве у сервисов Whoosh и Urent по 15 тыс. единиц устройств, что соответствует пределу квоты количества самокатов в пересчете на одного оператора услуг. У сервиса Яндекс Go парк составил 10 тыс. устройств для проката, на которых также могут совершать поездки курьеры различных сервисов, воспользовавшись специальным тарифом. По данным сервиса «ПРОдвижение» в летние месяцы 2022 года в Москве совершалось по 66,3 тыс. поездок в день на самокатах сервиса Whoosh, 43,1 тыс. в день на устройствах Urent, 38,9 тыс. на устройствах Яндекс Go[8].

Продолжают сервисы развивать и технологическую часть устройств. Компания Яндекс выпустила собственный электросамокат, демонстрация которого была проведена на конференции YAC 2022. Уже весной этого года подобные самокаты пополнят парк сервиса Яндекс Go. Особенностью устройств является их повышенная прочность, корпусы выполнены из магниевого сплава, а также увеличенная безопасность – дека устроена таким образом, чтобы на неё мог вставать только один пользователь, при этом руль стал шире, радиус поворота рулевой стойки был уменьшен.

Вместе с тем, очевидна тенденция появления всё новых необычных и модернизированных устройств. На выставке CES в Лас-Вегасе, США, были продемонстрированы прототипы различных СИМ, которые имеют шанс стать новыми видами транспортных средств уже в скором времени. Примером такого устройства стал складной мопед компании Icoma, который может быть компактно собран на время хранения, напоминая конструкцией чемодан. Однако, устройство обладает существенным недостатком – его вес составляет 100 фунтов (чуть более 45 кг.), в чем он существенно проигрывает электросамокатам. На выставке были представлены также электрифицированные ролики[9], которые способны разгоняться до 25 км/ч и держат заряд на протяжении 20 км. При необходимости электромеханизм может быть отключен, в таком случае ролики трансформируются в привычные, приводимые в движение с помощью мускульной силы. Подобные устройства открывают новые возможности для создания гибридных схем передвижения, позволяющих чередовать в случае необходимости мускульную и электрическую силы.

В ближайшем будущем дизайн микромобильных устройств будет претерпевать изменения, по аналогии с тем, как изменялись первые автомобили. И хотя конструкция самокатов и велосипедов не нова, она будет приобретать всё новые формы и черты в угоду функциональности, а именно легкости, маневренности и возможности использовать батареи как можно меньшего размера при сохранении и увеличении мощностей заряда и упрощения процесса подзарядки.

Очевидно, что в европейских странах и Северной Америке прослеживаются тренды сокращения числа незанятых рынков и усиления конкуренции между сервисами проката, которая также вызвана условиями регулирования СИМ на уровне администраций муниципалитетов и государств. Тем не менее, можно констатировать, что в России ожидать данного сценария пока что не стоит, сокращение свободных рынков может произойти не ранее 2025 года при условии насыщения существующих рынков предложением услуг кикшеринга, а также отложенным эффектом следования новым поправкам ПДД со стороны пользователей сервисов и лиц, владеющих частными устройствами.

Интеграция СИМ в городские схемы движения и вопросы дорожной безопасности

Вопросы безопасности и развития сферы микромобильности электронного транспорта идут неразрывно рука об руку. Всё большее проникновение небольших устройств для перемещений становятся обыденностью в выборе средства передвижения жителей городов и пригородов. Тем не менее, отношение к микромобильности остается и по сей день неоднозначным. В разрезе проблемы представляют интерес данные исследования Технологического института Джорджии[10], свидетельствующие о том, что вложения в инфраструктуру микромобильности и велотранспорта позволяет снизить число пробок и заторов на дорогах, а также оказать положительное влияние на экологию. В ходе анализа были изучены статистические данные о дорожном движении в городе Атланта, где в 2019 году действовал запрет на перемещение по дорогам на электросамокатах и велосипедах. По подсчетам, среднее время в пути на автомобилях после введения запрета увеличилось на 10%, до точек притяжения, например стадионов, на 37%, что равно 12 минутам. Всего жители Атланты потеряли около 784 часов в пробках в пересчете на год. По мнению авторов исследования устройства микромобильности способны сэкономить водителям в среднем 17,4% времени на дорогу.

Опыт Атланты является уникальным для анализа, так как в городе были принудительно отключены 100% шеринговых электросамокатов на момент начала действия запрета.

Сокращение времени на автомобильные поездки, а также шансов на возникновение заторов, является одним из видов профилактики дорожно-транспортного травматизма. По этой причине, необходимо проведение большего числа исследований, которые способны пролить свет на то влияние, которое способна оказать микромобильность как феномен микротранспорта. Тем не менее, важным условием для снижения конфликтности на дорогах остаётся развитие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей безопасность для каждого вида участников дорожного движения.

В Москве в 2022 году по данным Департамента транспорта в прокате находится 40 000 самокатов, на которых было совершено 26,3 млн поездок[11]. Всего насчитывается 2 млн активных пользователей городского кикшеринг-сервиса. За 5 лет работы пользователи совершили более 37 млн поездок – свидетельствуют данные Дептранса. Для сравнения – за 10 лет пользователи городского велопроката совершили 28 млн поездок, а в 2022 году – 3,3 млн поездок. Данные свидетельствуют о том, что в мегаполисе поездка на электросамокатах предпочтительнее для пользователей сервисов аналогичным поездкам на велосипедах.

Развитие и интеграция СИМ в привычные транспортные схемы уже сейчас стало новой реальностью. Рост и популяризация услуг кикшеринга и увеличение возможностей для приобретения электросамокатов позволяют как снижать нагрузку на короткие поездки на общественном и личном транспорте, так и актуализируют вопросы формирования ответственного отношения к правилам дорожного движения при перемещении даже на самых безобидных и маломощных устройствах.

Согласно январской публикации в Scientific reports[12] с момента введения услуг кикшеринга в Гамбурге, Германия, количество обращений в неотложную службу, связанных с ДТП на электросамокатах, резко выросло. Авторы исследования рассмотрели электронные карты пациентов, пострадавших в подобных происшествиях в период с 2019 по 2021 год, всего 268 человек, из которых 57% составили мужчины, 43% женщины. В 94% случаев травмы были получены водителями СИМ (252 человека) в возрасте около 29,9 лет. Основной характер получения травм – падения с устройств (82%). Наиболее часто причиной происшествия были неровности на дороге, а также условия, при которых дорога становилась скользкой. Столкновение с стоящим объектом стали причиной 5% ДТП, с движущимся – в 8%. Треть травм были получены в состоянии алкогольного опьянения (33%).

По типу травм, у 58% пациентов удар пришелся на голову или лицо. Только 2 водителя на момент происшествия носили шлемы. Черепно-мозговые травмы были зафиксированы у 12% пострадавших, а повреждение мягких тканей лица у 42%. Реже всего встречались повреждения корпуса или позвоночника, при этом около 37% водителей получили переломы, а 6% вывихи верхних конечностей. Те же пациенты, которые не были водителями, также в большинстве получали повреждения мягких тканей лица (31%), серьёзные травмы были единичными случаями.

И хотя данные результаты некорректно масштабировать как на закономерности в получении травм как в Германии в частности, так и во всем мире в целом, из разных стран ежегодно поступают сообщения об увеличении числа случаев обращений граждан в медицинские организации из-за происшествий на СИМ. Причины и характер травм зачастую схожи между собой вне зависимости от географии региона. Так, повышает риски травматизма и последующего происшествия как с участием объекта, так и любым участником дорожного движения, неровная дорога, несоответствие диаметра колес электросамоката покрытию дороги, погодные условия, в том числе дождь и появление наледи, движение в пешеходном потоке, отвлечение от дороги на сторонний раздражитель (телефон, музыку), алкогольное или наркотическое опьянение, поездка вместе с пассажиром, а также множество других причин, которые могут на первый взгляд показаться водителю СИМ несущественными, что наиболее опасно в ситуациях, когда пользователь недооценивает потенциальную опасность устройств как для себя, так и для окружающих.

Однако, как свидетельствуют данные Micro-Mobility for Europe[13] (MMfE) – ассоциации поставщиков услуг микромобильности в ЕС, с каждым годом количество несчастных случаев, требующих обращения в медицинскую организацию из-за происшествия с участием электросамокатов сокращается. По данным о более чем 240 поездках на устройствах проката было выявлено, что в 2021 году количество несчастных случаев, в результате которых было зарегистрировано обращение в медицинской организации сократилось на 60% относительно данных за 2019 год. Согласно выводам, представленным в отчете, риск смертельного исхода в результате ДТП на электросамокате такой же, как для велосипедов – стоит отметить, что на СИМ к настоящему времени не во всех странах мира разрешено передвигаться по той же дорожной инфраструктуре, что и велосипедам, как, например, в ОАЭ. Это обстоятельство, а также различия в использовании велосипедов и электросамокатов в транспортных целях, их абсолютное количество, должны быть учтены при рассмотрении результатов. Так, к настоящему времени риск гибели на электросамокате такой же, как на велосипеде, при учете того, что велосипедисты значительно чаще участвуют в движении на дорогах общего значения, передвигаясь по выделенным велополосам или по правому краю дороги. На СИМ же пользователи передвигаются чаще всего по пешеходным дорожкам и тротуарам.

В связи с тем, что самокаты воспринимаются устройствами повышенной опасности далеко не всеми пользователями сервисов или владельцами личных средств передвижения, крайне позитивной мерой является организация школ вождения на базе городских департаментов транспорта или кикшеринг сервисах. В России такие школы были запущены, например Дептрансом Москвы, сервисом Whoosh в нескольких городах страны. Уроки для школьников также проводил сервис Urent для московских школьников. В Санкт-Петербурге был запущен курс лекций по безопасному вождению электросамокатов для механиков сервиса Яндекс Go, инициатива осуществляется совместно с Комитетом по транспорту. Кроме того, сервисом проката была выпущена коллекция дизайнерских шлемов, чтобы напомнить пользователям о том, что каждая поездка должна быть безопасной, а элементы защиты далеко не всегда бывают скучными. За рубежом аналогичные школы и акции проводят сервисы Bird, TIER, Lime и др.

Другая тенденция касается вопросов безопасности на СИМ – в этом направлении всё чаще публикуются данные о степени травматизма в происшествиях с участием электросамокатов. И хотя подтверждается предположение о том, что по мере увеличения интенсивности использования СИМ пользователи становятся всё более аккуратными в вождении, что подтверждается сведениями из отчета MMfE, опасность происшествий может по сей день недооцениваться. Тем не менее компании всё больше внимания уделяют безопасности на устройствах проката на всех уровнях, как техническом, так и информационном. Совершенствуется конструкция устройств, сервисы проводят множество акций, привлекающих внимание пользователей к соблюдению мер безопасности при поездках. Не охваченными информационным потоком остаются владельцы личных СИМ, что по сей день является серьёзной проблемой, которая находит своё отображение и в статистических данных. Например, по данным НЦ БДД МВД РФ за 2021 год, в России 90% ДТП с участием СИМ приходилось на владельцев личных устройств и только каждое десятое происходило с участием арендованных СИМ. Таким образом из 672 происшествий, зафиксированных с участием СИМ за год около 605 ДТП произошло при участии владельцев личных устройств.

График 1. Динамика количества ДТП, погибших и раненых в происшествиях с участием СИМ в 2018-2021 гг.

*2018 год приводится по старой схеме расчетов НЦ БДД МВД РФ

Источник: НЦ БДД МВД РФ, ГИБДД МВД РФ

График 2.  ДТП с участием СИМ в зависимости от типа владения


Источник: НЦ БДД МВД РФ

Безопасность поездок на СИМ закрепляется в нашей стране на нормативном уровне не только в ПДД РФ. С 1 февраля 2023 года вступил в силу ГОСТ для электросамокатов и моноколес, который носит рекомендательный характер для производителей устройств. Новый ГОСТ Р 70514–2022 соответствует международному стандарту EN 17128–2020, призванному обеспечивать безопасность пользователей и владельцев СИМ на уровне технических характеристик устройств. В число требований ГОСТа вошли: ограничение максимальной скорости устройства на уровне 25 км/ч, оснащение устройств системами геолокации в целях автоматического снижения скорости в «медленных зонах», устройства, способные разгоняться до максимально разрешенной отметки, должны иметь пешеходный режим (8 км/ч), а устройства, способные двигаться задним ходом, должны совершать данное действие со скоростью не более 6 км/ч и подавать специальный звуковой сигнал и др. требования. По данным сервисов Whoosh, Urent и Яндекс Go их устройства уже соответствуют необходимым нормам ГОСТа.

Таким образом можно судить о том, что к настоящему времени существует несколько тенденций в сфере СИМ как городского транспорта. Первая касается сокращения количества свободных рынков в зарубежных странах в сегменте кикшеринг-услуг, что также с опозданием в несколько лет будет происходить в России, с учетом различий в моделях поддержки развития СИМ на уровне муниципального и государственного регулирования. Такие изменения важны с точки зрения интеграции и сближения бизнеса с государственными структурами, связанными с транспортным регулированием и развитием отрасли. Будучи интегрированными в сети городского и пригородного транспорта сервисы проката электросамокатов и альтернативных им видов мобильности всё больше начинают зависеть от государственных регуляторов – кейс Парижа может стать поворотной точкой для множества европейских городов в вопросе развития транспорта последней мили, который движется по тем же дорогам, что и пешеходы.

С уверенностью можно судить о том, что несмотря на существующие проблемы в сфере СИМ, ниша микромобильного транспорта будет продолжать расти, что подтверждается экономическими прогнозами и общемировой тенденцией на поиск путей сокращения времени, которое затрачивается ежедневно горожанами и жителями пригородов на дорогу. И хотя со временем формы микромобильных устройств могут претерпевать изменения, запрос на данную сферу будет оставаться стабильным. В свете чего необходимость профилактики дорожно-транспортного травматизма с участием СИМ требует усиленного внимания со стороны дорожных инспекций.

[1] Источник: https://iz.ru/1398222/valerii-kodachigov/chuzhim-khodom-park-elektrosamokatov-v-rossii-vyrastet-v-poltora-raza

[2] Источник: https://www.futuremarketinsights.com/reports/folding-e-scooter-market

[3] Источник: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/our-insights/shared-mobility-sustainable-cities-shared-destinies

[4] Источник: https://techcrunch.com/2022/12/28/the-transportation-stories-that-drove-2022/

[5] Источник: https://techcrunch.com/2023/01/16/paris-to-hold-vote-on-shared-scooters/

[6] Источник: https://transport.mos.ru/bicycle/kickscooter_rent

[7] Источник: https://www.rbc.ru/technology_and_media/25/06/2022/62b48a039a79474017abfba3

[8] Источник: https://truesharing.ru/tp/34621/

[9] Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Y8dc8KTpbnY

[10] Источник: https://cleantechnica.com/2022/12/27/micromobility-reduces-car-emissions-more-than-previously-thought/

[11] Источник: https://t.me/DtRoad/22769

[12] Источник: https://www.nature.com/articles/s41598-022-25448-z

[13] Источник: https://www.intelligenttransport.com/transport-news/142817/micro-mobility-association-incident-data-involving-shared-e-scooters/

События