На радио «Комсомольская правда» прошел праздничный выпуск программы «Россия без ДТП», посвященный образованию Госавтоинспекции России, который отмечался 3 июля.
В программе участвовали:
Олег Евгеньевич Понарьин – заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ, генерал-майор полиции;
Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.
Выпуск начался со статистики, которую зачитал Антон Челышев.
С 29 июня по 3 июля на дорогах страны, по оперативным данным, произошла 1191 автоавария, в которых погибли 143 и получили травмы более 1,5 тысяч человек. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 26 пешеходов, еще 231 пешеход получил ранения различной степени тяжести. Погибли, к сожалению, двое детей-пешеходов.
Если говорить о ДТП, то за минувшие 5 дней зафиксировано 92 происшествия с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения или отказавшихся от медицинского освидетельствования. Жертвами этих происшествий стали 22 человека, травмы получили 119.
Если говорить о ДТП с участием детей и подростков, то за этот период на дорогах России зафиксировано 198 таких происшествий, в результате которых 9 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет погибли, 220 получили ранения. Пятеро из погибших в ДТП детей были пассажирами транспортных средств.
«К сожалению, некоторые виды ДТП в этот период нарастают, и тяжесть последствий увеличивается. Более того, мы видим новые риски в ситуации на дорогах. Огромнейшие потоки автотуристов хлынули на южные территории нашей страны. В этой связи возникают осложнения в движении, и возникают, в том числе, и тяжкие ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения, наездами на пешеходов. И мотосезон начал тоже сказываться», – прокомментировал нынешнюю статистику заместитель начальника ГУОБДД МВД РФ генерал-майор полиции Олег Понарьин.
Ведущий Вадим Мельников также попросил эксперта дать комментарий о статистике ДТП с участием детей.
Олег Понарьин рассказал, что большую работу служба провела накануне летних каникул. Практически за каждой школой закреплен сотрудник Госавтоинспекции, и он провел методические сборы не только с детьми, но и с родителями. Помимо этого, сейчас продолжается работа в детских лагерях, в тех местах, где возможно поработать с группой детей.
Более 10 лет назад Госавтоинспекция России стала, без преувеличения, мировым лидером в борьбе за безопасность на дорогах. За это время было сделано очень многое, и результаты впечатляющие получены в виде двукратного снижения числа погибших на дорогах. За период с 2005-го по текущий период удалось снизить количество погибших в ДТП с 32 до 14 тысяч.
Олег Понарьин отметил, что основными субъектами системы безопасности дорожного движения являются, прежде всего, люди в трех ипостасях как минимум – водитель, пешеход и пассажир. Это само транспортное средство, автомобиль, мотоцикл, сейчас появился новый вид транспортного средства – средства индивидуальной мобильности. Третий субъект – собственно, сама автомобильная дорога, ее оснащение элементами безопасности (активной, пассивной, послеаварийной). Ну, и четвертый аспект – сама среда. Это экология, интеллектуальные транспортные системы. Это то, что, собственно, окружает любого участника дорожного движения, влияет на его поведение, на его состояние.
В России и в мире в целом получил большое развитие проектно-программный подход, на основе которого построен федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».
Он включает в себя, прежде всего, мероприятия, связанные с пропагандой безопасного поведения на автомобильных дорогах, с развитием и организацией дорожного движения, внедрением самых актуальных, направленных на предотвращение смертности в ДТП инженерных мероприятий по содержанию автомобильных дорог. Данный подход также связан и с материально-техническим обеспечением Госавтоинспекции.
«За время существования проекта нам удалось поднять оснащенность Госавтоинспекции патрульными автомобилями практически до 98%», – поделился Олег Понарьин.
Основное цель проекта – создание условий для того, чтобы участники дорожного движения сами умели распознавать риски, знали, как правильно себя вести при участии в дорожном движении. И это благодаря тем социальным кампаниям, которые запускались на федеральном уровне, а дальше поддерживались на региональном уровне. Практически все субъекты РФ охвачены этой работой.
Ведущий Вадим Мельников задал вопрос эксперту, который связан с ростом основных показателей аварийности. Олег Понарьин ответил, что причинами может быть:
- Связь между безопасностью дорожного движения и развитием экономики страны. С ростом экономики растет активность граждан, не только водителей, но и пешеходов. И в этой связи конфликтные ситуации между ними и между друг другом нарастают, соответственно, выливаются в дорожно-транспортные происшествия, в том числе со смертельным исходом.
- Рост грузовых потоков, так как сегодня автомобильный транспорт является основным видом транспорта, которым перевозятся грузовые товары.
- Техническая оснащенность транспортных средств, уровень их автоматизации. На дорогах страны автопарк перестал обновляться, и все больше старых автомобилей оказались на дорогах.
- Перераспределение транспортных потоков. Заметно, что и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и в уральском регионе увеличилось количество транспортных средств, а дороги при этом (по крайней мере, по геометрическим параметрам) остаются практически такими же. Соответственно, количество столкновений на этих дорогах увеличивается, в том числе и с тяжкими последствиями.
Также важно участие региональных команд в обеспечении безопасности дорожного движения.
«Когда вопросам безопасности движения уделяет внимание первое лицо субъекта Федерации, тогда мы видим очень заинтересованное участие и всех его подчиненных структур», – отметил Олег Понарьин.
Безопасность дорожного движения – это комплексная сфера, поэтому взаимодействие с другими ведомостями достаточно плотное. Среди них: МВД, Министерство транспорта, Росавтодор, Министерство просвещения, МЧС России, Министерство здравоохранения.
«Огромную роль оказывают общественные организации, они формально не входят в проект, но де-факто очень плотно работают. Здесь я бы отметил и работу Общероссийской организации «Юных инспекторов движения», объединяющей 465 тысяч детей, и это наши реальные помощники, которые работают, в первую очередь, на ниве просвещения и обучения правилам дорожного движения», – также отметил Олег Понарьин.
Далее ведущие затронули тему дорожно-транспортной безопасности в новых субъектах РФ. Участники ражиопередачи пришли к общему мнению, что необходимо уделить внимание развитию дорог, общественного транспорта, культуры вождения, обустройства дорог элементами безопасности дорожного движения.
«В основном усилия Министерства внутренних дел сейчас сосредоточены на оказании государственных услуг по выдаче водительских удостоверений и перерегистрации транспортных средств с выдачей регзнаков Российской Федерации. Десятки тысяч заявок уже удовлетворены, работа продолжается, с 15 мая этого года мы открыли непосредственно в регионах пункты приема экзаменов. Это значительно облегчает возможность участников дорожного движения получать госуслугу и не выезжать за пределы новых субъектов РФ. Открываются новые пункты оказания услуг, формируются подразделения Госавтоинспекции», – рассказывает эксперт.
Последние несколько лет в мире проходят под знаком цифровизации, которая изменила и работу Госавтоинспекции. Прежде всего, это относится к возможности проведения анализа причин и условий совершения ДТП, появились возможности повышения объективности контроля за поведением участников дорожного движения.
«В ближайшие годы мы внедрим в деятельность дорожно-патрульной службы интеллектуальные системы, которые смогут оценить правильность поведения водителей, выявить нарушения и одновременно проверить, находится ли автомобиль в угоне – и все это в режиме онлайн», – отметил Олег Понарьин.
Также эксперт сообщил о том, что количество нарушений, выявленных средствами автоматической фиксации, растет. Оно уже приблизилось к цифре 200 миллионов нарушений за год.
В этом году очень важную дату отмечают отряды юных инспекторов движения (ЮИД). 6 марта им исполнилось 50 лет. Полвека назад началась история, которая объединила сотни тысяч школьников, педагогов и сотрудников Госавтоинспекции.
«Мы уверены, что это движение должно развиваться и вовлекать в свою деятельность все большее количество ребят», – рассказывает Олег Понарьин.
Говоря о традиции празднования дня Госавтоинспекция, все сотрудники отмечают этот день на работе. Однако иногда удается проводить и массовые мероприятия с участием всех желающих посмотреть на возможности и профессиональные навыки Госавтоинспекции.
По случаю дня образования Госавтоинспекции, в социальных сетях был проведен опрос, в котором спрашивалось о том, какой аспект работы Госавтоинспекции люди считают наиболее важным.
В социальной сети Одноклассники 51,5% самым важным аспектом работы Госавтоинспекции была названа борьба со злостными нарушениями, на втором месте со значительным отрывом – выявление нетрезвых водителей – 20%.
Во ВКонтакте борьба со злостными нарушителями также на первом месте – 47,33% респондентов выбрали этот вариант. Выявление нетрезвых водителей также на второй позиции, но отрыв уже поменьше – 32% голосов.
В официальном Telegram-канале Госавтоинспекции на первом месте борьба со злостными нарушителями – 51%, выявление нетрезвых водителей на втором месте – 48% опрошенных заявили именно этот пункт.
Олег Понарьин прокомментировал результаты опроса следующим образом: «Я, в принципе, с результатами согласен, но ни в коем случае не умаляю и те вещи, которые, Антон, вы сказали – это и пропаганда безопасности движения, и профилактика правонарушений. Это очень важная вещь. Но задача по удалению из транспортных потоков злостных нарушителей, пожалуй, действительно, реальная задача, с которой следует справляться».
Полная запись программы по ссылке.