За безопасность на дорогах России

Русский English

Что такое опасное вождение и не только: Почему по ПДД запрещаются частые маневры?

На радио «Комсомольская правда» прошел очередной выпуск программы «Россия без ДТП», тема этой недели – опасное вождение.

В программе участвовали:

Анетта Орлова – психолог, кандидат социологических наук;

Владимир Бахарев – руководитель экспертно-методологического отдела Экспертного центра «Движение без опасности»;

Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.

Выпуск начался со статистики, которую зачитал Антон Челышев.

За неделю с 13 по 19 июля на дорогах страны, по оперативным данным, произошло 2081 ДТП, в котором погибли 218 и получили травмы 2610 человек. В том числе, 48 пешеходов погибли в ДТП, еще 469 пешеходов получили ранения различной степени тяжести. Погибли 2 детей-пешеходов. За прошедшую неделю зафиксировано 131 ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения или отказавшихся от медосвидетельствования. Жертвами этих аварий стали 11 человек, травмы получили 185. Если говорить о ДТП с участием детей, то таковых зафиксировано 359 происшествий, 11 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет погибли. 389 получили ранения различной степени тяжести. Шестеро из погибших в ДТП детей были пассажирами транспортных средств.

Что же такое опасное вождение?

Владимир Бахарев рассказал, что в первую очередь необходимо разделить две вещи: поведение водителя и его взаимоотношение с остальным миром.

«Мы пытаемся сейчас охарактеризовать опасное вождение по внешним, водительским признакам, по нарушениям правил дорожного движения. Но нужно помнить, что в основе лежит, скорее, отношение водителя к окружающим. Это попытка реализовать свои амбиции, свои возможности, продемонстрировать их окружающим. И сейчас мы пытаемся связать два сложных звена – как это выглядит и чем это является на самом деле», – пояснил он.

Анетта Орлова также добавила, что это не только отношение к окружающим, но еще и отношение к самому себе.

Чтобы выявлять людей, склонных к опасному вождению, ведущие предлагают проводить различные психологические тесты, на что Анетта Орлова утверждает, что нечто подобное организовать сложно, ибо полноценные исследования очень времязатратные.

Таким образом, трудно определить, кто является опасным водителем. Каждый может им стать, а признать это – нет.

Владимир Бахарев рассказывает, что же под собой подразумевает опасное вождение: «Агрессивное вождение и поведение водителя, характеризующееся осознанным и намеренным созданием условий, накладывающих ограничения на других участников дорожного движения, связанных с недостатком времени и реагирования». То есть в первую очередь важно отметить, что это факт намерения. Здесь неважно, что происходит, здесь важен количественный фактор. Если идет резкое перестроение, торможение, выход на обочину и т.д., понятно, что это ряд запланированных действий для получения некой выгоды в виде времени путем создания дефицита для всех остальных.

Анетта Орлова призывает также и пассажиров реагировать на агрессивных водителей, ведь иногда простая просьба ехать помедленнее может спасти жизни людей.

Антон Челышев попросил экспертов поделится, каким образом с опасным вождением борются в других странах. Владимир Бахарев сообщил, что эффективнее всего это реализуется в США.

«Понятие «агрессивное вождение» состоит из того, что на глазах у полицейского совершается два или три нарушения из этого списка подряд, и тогда это признается агрессивным вождением», – рассказал он.

«Нам в России нужны абсолютно выверенные критерии, по которым будет вестись оценка. Иначе будет сложно», – также добавил Владимир Бахарев.

На передаче в связи с этой темой возник вопрос: возможно ли перевоспитать опасного водителя?

Анетта Орлова рассказала, что повлиять на человека возможно, но далеко не во всех случаях.

«Я бы вообще не разделяла водителей по данным критериям, потому как все-таки опыт показывает, что стиль вождения, так же, как и стиль любой игры – неважно, бильярд или что-то иное – он очень сильно зависит от нашего общего стиля жизни», – поделилась она.

В социальных сетях был проведен опрос, в котором спрашивалось о том, какие типы опасных водителей больше всего раздражают людей: учителя, торопыги, шашечники, упертые, обочечники и все вышеперечисленные.

В социальной сети ВКонтакте  55% все вышеперечисленные категории водителей всех раздражают, если провести градацию, то лидируют «шашечники».

В социальной сети Одноклассники больше всего раздражают людей «торопыги».

В официальном Telegram-канале на первом месте «обочечники».

Полная запись программы по ссылке.

События