За безопасность на дорогах России

Русский English

Световозвращатели: ткани, спасающие жизнь

На радио «Комсомольская правда» прошел очередной выпуск программы «Россия без ДТП». Каждый водитель желает знать, где на пути пешеход, в особенности, ночью на загородной трассе. Но часто бывает так, что водитель узнает это уже после того, как ДТП случилось. Потому что пешеход не «засветился» в нужный момент, поэтому тема этой недели – световозвращатели.

В программе приняли участие:

Сергей Гришкин – руководитель испытательного центра Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний Нижегородской области;

Денис Загарин – руководитель Центра испытаний Государственного научного центра НАМИ;

Павел Кондратьев – врио заместителя начальника управления Госавтоинспекции УМВД России по тульской области, подполковник полиции.

Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.

В начале выпуска Антон Челышев привел статистику дорожно-транспортных происшествий.

С 21 по 27 сентября, по предварительным данным, произошло 1750 ДТП, в которых погибли 204, травмы получили 2079 человек. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 49 пешеходов, еще 501 человек получили ранения различной степени тяжести. Также за минувший период 106 ДТП зарегистрировано с участием нетрезвых водителей, либо отказавшихся от медосвидетельствования. Жертвами этих аварий стали 12 человек и еще 131 получил травмы. Также в этой общей статистике у нас 259 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в которых семеро несовершеннолетних погибли, а еще 270 получили травмы. Среди погибших несовершеннолетних: 2 пассажира транспортных средств, 3 пешехода, 1 велосипедист и 1 водитель мопеда. Виновниками гибели детей стали взрослые участники дорожного движения, в том числе, нетрезвые водители.

В первую очередь, эксперты решили разобраться, как же работают световозвращатели.

«Принцип работы их достаточно простой. Свет с любого источника, например, от фар транспортного средства, попадает на поверхность световозвращателя, отражается от данной поверхности и направляется в обратном направлении, сигнализируя тем самым водителю или другим участникам дорожного движения об объекте, который находится впереди. И водитель в связи с этим принимает решение о том, менять ли траекторию или снизить скорость», – сообщил Сергей Гришкин.

У световозвращателей есть несколько стандартов: международный и межгосударственный. В них определены их характеристики и применение, где должен находиться световозвращатель, какие у него должны быть характеристики и свойства.

Эксперты отметили, что световозвращатели не производятся в России.

«К сожалению, так или иначе они берут свое начало, как правило, из Китайской народной республики. Если раньше это была западная Европа, то теперь все равно это импорт», – поделился Денис Загарин.

Хоть в нашей стране не производят световозвращатели, но стандарты качества всем нам хорошо известны. Далее ведущие попросили гостей программы рассказать о том, каким должен быть качественный световозвращающий элемент и какие характеристики учитываются при этом.

У световозвращателей есть несколько стандартов:

- ГОСТ 32074 – световозвращающие элементы детской и подростковой одежды.

- ГОСТ Р57422 – световозвращающие элементы и изделия для пешеходов и других участников дорожного движения.

«В первую очередь, главный параметр, который проверяется, это коэффициент световозвращения. Чем больше возвращается поток, тем заметнее будет пешеход, а значит больше шансов предотвратить аварию. И, безусловно, из жизни взяты такие требования, как, допустим, прочность ткани. Она проверяется, по-моему, на 7,5 тысяч изгибов. Не должно быть растрескиваний, не должно быть повреждений. Проверяется на предмет стирки, воздействия химических реагентов и т.д. Потому что мы прекрасно понимаем, что одежда, которая в повседневной жизни пачкается, стирается, постоянно изгибается, соответственно, этим же требованиям должны соответствовать и светоотражатели», – рассказал Денис Загарин.

Далее участники программы перешли к обсуждению того, как в лаборатории проверяют качество световозвращателей. Что же для этого создано, что существует, как вообще процедурно это все происходит?

«Сначала происходит измерение коэффициента световозвращения. Измеряется сила света от источника и отраженная сила света от световозвращателя. Потом проходят испытания на внешнее воздействие, высоких и низких температур, внешних осадков, воды. И третье – требование безопасности. Проверяется химический состав. Световозвращатели должны быть изготовлены из безопасных материалов и не оказывать какого-то негативного воздействия на здоровье человека», – сообщил Сергей Гришкин.

Также он добавил, что «если речь идет о бытовых световозвращателях, то нет, они не подлежат обязательной оценке соответствия, то есть это можно провести в форме добровольной сертификации, добровольно оценить их качество, их характеристики. А если речь идет о световозвращателях, которые используются, например, на одежде или на каких-то предметах, которые предназначены для детей и подростков, то да, они подлежат обязательной оценке соответствия требованиям технических регламентов».

Далее к программе присоединился врио заместителя начальника Управления Госавтоинспекции УМВД России по Тульской области подполковник полиции Павел Кондратьев. Его попросили рассказать о проектах по пропаганде ношения световозвращателей и распространению световозвращающих элементов в Тульской области.

«Во-первых, по инициативе губернатора Тульской области приобретены в течение последних трех лет для всех первоклассников Тульской области мешочки для сменной обуви. Они полностью изготовлены из световозвращающей ткани, с мультяшным героем – символом Тульской области - самоваром. И ежегодно, получается, порядка 17 тысяч первоклассников Тульской области обеспечиваются данным предметом. С 2020 года этот охват составил более 60 тысяч детей. Во-вторых, мы проанализировали и пришли к выводу, что самым распространенным, часто являющимся при себе элементом среди пешеходов является простой полиэтиленовый пакет. В текущем году в Тульской области закуплено 12 тысяч таких пакетов, которые в рамках различных акций распространяются среди населения. В-третьих, мы делаем это посредством экипажей дорожно-патрульной службы. Мы приобрели вот такие манжеты, которые на липучке приспособлены как на верхней одежде в зимнее время суток, так и в летнее время суток. Она универсальная, меняет свой размер. И световозвращающие жилеты, которые, наверное, известны всем, обычно салатового, желтого, оранжевого цвета. Мы распространяемих их среди пеших участников дорожного движения при несении службы экипажами дорожно-патрульной службы», – пояснил он.

Также ведущие задали ему вопрос по поводу работ, которые проводятся с велосипедистами и с людьми, которые пользуются СИМ в плане ношения световозвращающих элементов как на технике, так и на одежде.

«Мы на эту категорию участников дорожного движения обращаем особое внимание. И если в летний период мы во время проведения профилактических мероприятий световозвращающей продукции уделяем меньше внимания, потому что долгота дня более длительная, то сейчас с наступлением как зимне-весеннего, так и осенне-зимнего периода проводим акции и распространяем их среди пешеходов. Особое внимание хотел обратить, что в экипаже раздаем световозвращающие жилеты и манжеты, которые универсальные, могут на руку быть надеты человеку как с полной рукой, так и с меньшими размерами. Эти манжеты распространяются также среди велосипедистов», – рассказал Павел Кондратьев.

В конце передачи эксперты обсудили, есть ли здесь место для прогресса. Можно ли ждать, что рано или поздно появятся более совершенные световозвращающие элементы.

«Современное развитие технологий показывает просто избыточные результаты. Для ближнего света фар наличие световозвращателя позволяет определить пешехода на дистанции до 250 метров. Для дальнего – до 400 метров», – объяснил Денис Загарин.

В завершение, ведущие подвели итоги опроса: «Используете ли вы при участии в дорожном движении световозвращающие элементы?»

В социальной сети ВКонтакте самый популярный ответ – «нет, мне не нужны световозвращающие элементы». В Одноклассниках: 38 % – «у меня нет, но есть у ребенка». Telegram-канал Госавтоинспекции, самый популярный ответ: «у меня нет, но есть у ребенка». Второй по популярности ответ: «нет, мне они не нужны».

Полная запись программы по ссылке.

События