За безопасность на дорогах России

Русский English

Как подготовиться к сезону использования средств индивидуальной мобильности

На радио «Комсомольская правда» состоялся очередной выпуск программы «Россия без ДТП». Ведущие и гости эфира обсудили начало сезона электросамокатов. На тротуарах и дорогах нашей страны уже можно встретить миллионы людей, управляющих средствами индивидуальной мобильности. И как следствие, все больше регионов вводят изменения, которые должны упорядочить движение электросамокатов и снизить риски для всех участников дорожного движения.

В программе приняли участие:

Борис Лоран – первый зампредседателя Общественного совета при Минтрансе России, президент Ассоциаций «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны»», «Развитие автовокзалов страны»; член правления Российского автотранспортного союза; член Координационного совета представителей автомобильного и городского электрического транспорта Минтранса России; член Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

Дмитрий Митрошин – начальник НЦ БДД МВД России, полковник полиции;

Антон Белан – заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России, полковник полиции.

Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.

В начале выпуска Антон Челышев, как обычно, привел статистику дорожно-транспортных происшествий.

За минувшую неделю, с 11 по 17 апреля, на дорогах России, по предварительным данным, произошло 1748 аварий, в которых погибли 197 человек, 2060 – получили травмы. В эту статистику попали 42 погибших пешехода, 401 пешеход, получивший ранения. Также за минувшие семь дней зафиксировано 110 ДТП с участием нетрезвых водителей и тех, кто отказался от медосвидетельствования. Жертвами этих происшествий стали 12 человек, еще 125 – получили травмы. Кроме того, произошло 278 автоаварий, в результате которых погибли семеро несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, 303 ребенка получили травмы. Среди погибших несовершеннолетних – шестеро пассажиров транспортных средств и один ребенок-пешеход.

В конце марта на улицы городов выехали первые любители электросамокатов, а с наступлением теплого сезона в России, их число многократно возрастет. В связи с этим, по всей стране уже вводятся новые правила, призванные сделать использование СИМов более безопасным и упорядоченным. Дмитрий Митрошин, начальник НЦ БДД МВД России рассказал, что сейчас на рынке шеринговых самокатов функционирует порядка 300 тысяч средств индивидуальной мобильности.

«Более 3000 ДТП в 2023 году было совершено с участием средств индивидуальной мобильности. В них погибло 43 человека - это 0,3% от числа всех погибших. Но нас, в данном случае, больше пугают не столько абсолютные цифры, сколько динамика. Количество раненых по сравнению с 2022 годом возросло более чем в три раза, количество погибших – в два с лишним раза. Вот это пугает. А учитывая, что по экспертным оценкам насыщения рынка средствами индивидуальной мобильности еще не произошло, мы предполагаем, что динамика аварийности и смертности тоже будет ухудшаться», – проинформировал Дмитрий Митрошин.

Эксперты обсудили социальную ответственность кикшерингового бизнеса.

«Не надо ждать, что все неожиданно станут соблюдать элементарные правила езды на самокатах. Не надо ехать в толпу на тротуаре, если существуют велосипедные дорожки, специальная дорожная сеть. И тут я полностью поддерживаю и сенатора Шейкина, и Вадима Мельникова, которые поднимают эти проблемы и формируют предложения. Сейчас наступает сезон СИМов. Мы хотели еще осенью отрегулировать все эти вопросы, чтобы весной статистика ДТП не зашкаливала, но как-то этого не произошло», – рассказал Борис Лоран.

«Не так давно у себя в Telegram-канале Вячеслав Володин, спикер Госдумы, написал буквально следующее: компании, предоставляющие услуги по использованию электросамокатов, также должны нести ответственность за все инциденты, которые могут произойти с участием людей, арендовавших эти самокаты», – продолжил Антон Челышев.

Получается, что кикшеринговые компании не сильно хотят сами себя регулировать, в то же время государство пытается это делать. Какие могут быть еще инструменты, кроме созданной дорожной карты, которые могли бы сделать так, чтобы это регулировалось? На этот вопрос ответил Дмитрий Митрошин: «Дорожная карта – это, на мой взгляд, один из достаточно сбалансированных инструментов, хотя она и не закрывает все вопросы - процент реализации ее достаточно невелик.  Насколько я понимаю, в данный момент принимается ряд нормативных актов Министерством транспорта, в частности, связанных с вопросами организации дорожного движения, в том числе вопросами учета интересов средств индивидуальной мобильности, инфраструктуры для СИМ. По всей видимости, эти вопросы, в том числе вопросы парковки, должны регулироваться этими документами».

В рубрике «Зеленый свет» передачи Антон Белан рассказал, что оказалось в центре внимания СМИ на этой неделе.

В регионах страны сохранялись временные перекрытия дорожного движения в связи с весенними паводками и неблагоприятными погодными условиями. Мобильные посты ДПС регулировали движение грузовых транспортных потоков в объезд территории Курганской области. В связи с угрозой возникновения стихийного бедствия, который может быть вызван весенним паводком, подтопления отдельных участков дорог, необходимости организации эвакуации людей и беспрепятственного проезда автомобилей оперативных служб, в Курганской области было принято решение о временном ограничении движения грузового транзитного транспорта. Временное ограничение вводилось в утренние часы с 7 до 11 и вечером с 15 до 20 по местному времени. Эти ограничения не касались транспорта жителей Курганской области, проживающих в районе действия режима ЧС, специальной техники, привлекаемой к проведению аварийно-спасательных работ, а также транспорта, перевозящего товары первой необходимости.

Подразделениями Госавтоинспекции регионов, в которых введен режим чрезвычайной ситуации, организовано восстановление документов на транспортные средства и водительских удостоверений, которые жители утратили во время паводка. Сотрудники регистрационно-экзаменационных подразделений оперативно провели необходимые процедуры и выдают людям новые документы. При этом госпошлина за их выдачу не взимается.

По итогам прошлого года сотрудники Госавтоинспекции оказали первую помощь пострадавшим в 1,5 тысячах дорожных аварий. При этом навык оказания такой помощи совершенствуется. Автоинспекторы регулярно проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП со специалистами скорой медицинской помощи, в рамках которого получают практические навыки как сделать искусственное дыхание, остановить кровотечение и привести пострадавшего в сознание. Для того, чтобы помощь была оказана своевременно и квалифицированно, в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» подразделения Госавтоинспекции, с 2019 по 2023 год поступило порядка 15,6 тысяч комплектов укладок для оказания первой помощи. Ими оснастили патрульные автомобили ДПС.

Эксперты в эфире обсудили нюансы управления СИМами в сложных погодных условиях – на минувшей неделе, неоднократно поднимался сильный ветер. Средства индивидуальной мобильности стоят под открытым небом, а не на крытой парковке – шквалистый ветер легко может опрокинуть их. Как управлять этими транспортными средствами при таких сложных погодных условиях, и учат ли этому в России, либо в других странах мира? На этот вопрос так же ответил Дмитрий Митрошин: «Насколько я знаю, в примерные образовательные программы курс СИМ не включен, но в рамки курса основ безопасности жизнедеятельности, часы, которые отведены на изучение БДД, сейчас наполняются методической литературой по обучению пользованием СИМ».

«Мне кажется, уже давно есть запрос на то, чтобы сделать некий модуль в рамках того же ФГОСа по управлению СИМами, например, в рамках урока физической культуры», – отметил Вадим Мельников.

В рубрике «Общение с детским экспертом», Лева – детский эксперт –поделился своим видением средств индивидуальной мобильности.

«Мне кажется, для подрастающего поколения вопрос обучения управлению СИМ достаточно интересен, важен. Но родители должны быть максимально ответственны за обучение и вовлечение ребенка в правила дорожного движения. Потому что школа, наверное, - это здорово, но в этом вопросе очень важна роль родительского воспитания», – отметил Антон Челышев.

В Госдуму внесли законопроект, который предусматривает административную ответственность за нарушение правил передвижения на электросамокатах. Передвижение в нетрезвом виде – штраф до 30 тысяч рублей. Превышение скорости на 5-10 км в час – штраф в размере 800 рублей. Если скорость превышена больше, чем на 20 км в час, штраф составит 5000 рублей. Вопрос: «как выявлять подобных нарушителей»?

«Самое простое – чтобы все штрафы отправлялись агрегаторам. Потому что, представляете, какой объем работы государственным органам надо будет проводить с этими штрафами. А тут – несколько источников, которые никуда не денутся», – резюмирует Борис Лоран.

Полная запись программы по ссылке.

События