На радио «Комсомольская правда» состоялся очередной выпуск программы «Россия БЕЗ ДТП». Ведущие и гости эфира обсудили один из самых распространённых видов дорожно-транспортных происшествий – съезд с дороги. Он характеризуется тяжелыми последствиями, в том числе, большим числом погибших. За минувший 2023 год таких ДТП превысило 2 тысячи человек.
В программе приняли участие:
Алексей Кузнецов – заместитель начальника ГУОБДД МВД России, полковник полиции;
Александр Матвеев – заместитель начальника УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю, полковник полиции;
Марат Салахутдинов – преподаватель контраварийной подготовки, тренер. Занимается повышением водительского мастерства более 10 лет, в том числе мотоциклистов. Участник и призёр этапов Чемпионата и Кубка России по автомобильному ралли;
Антон Белан – заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России, полковник полиции.
Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.
В начале выпуска Антон Челышев, познакомил слушателей со статистикой дорожно-транспортных происшествий за период с 9 по 15 мая. За неделю на дорогах страны, по предварительным данным, произошло 1686 автоаварий, в которых погибли 193 и получили травмы 2151 человек. Среди пешеходов погибли 34 человека, еще 411 – получили ранения различной степени тяжести. Было зафиксировано 139 ДТП, возникших из-за водителей, которые сели за руль в нетрезвом состоянии. В них погибли 9 человек, еще 188 получили травмы. Произошло 302 ДТП с участием детей. В них 12 несовершеннолетних погибли, 327 – получили травмы. Среди погибших детей – 8 пассажиров транспортных средств, двое – водители автомобилей, которые сели за руль без прав, еще один – водитель квадроцикла. Один ребенок-пешеход погиб.
С новостями, которые оказались в центре внимания СМИ на этой неделе, слушателей программы познакомил Антон Белан, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции.
Правительство в понедельник поддержало законопроекты, которые вносят коррективы в жизнь российских автомобилистов. Одним из проектов предлагается вдвое – со 100 до 200 тысяч рублей – увеличить минимальную сумму ущерба, которую возмещает страховая компания при оформлении ДТП через европротокол, без участия сотрудников Госавтоинспекции. Проект поддержан концептуально, но требует доработки.
Другим законопроектом в отдельный состав выделяются случаи использования специальных рамок, которые при помощи пульта переворачивают номер в момент проезда под камерой. Если приспособление обнаружит госавтоинспектор, оно будет конфисковано, а на водителя составят материал, который затем направят в суд для лишения прав на срок до полутора лет. Сейчас за это нарушение также лишают водительского удостоверения, но есть альтернативное наказание – штраф в размере 5 тысяч рублей. Поддержанные правительством поправки вводят безальтернативное лишение прав для тех, кто повторно в течение года ездил без номеров или с применением материалов, препятствующих их прочтению. Усиление санкций коснется также водителей, которые попытаются проехать бесплатно по платным дорогам без шлагбаумов с системой «Свободный поток» - это трассы, такие как М-12 и ЦКАД, и избежать полуторатысячного штрафа за неоплату.
В Кемеровской области автоинспекторы привлекли к ответственности организатора и участников незаконных уличных гонок. Экипаж ДПС во время дежурства заметил группу автолюбителей, которые в ночное время перекрыли одну из трасс в Новокузнецке для заезда. Автоинспекторы незамедлительно пресекли противоправные действия, установили и доставили в отдел полиции троих участников, а также 20-летнегно организатора гонок. Все нарушители привлечены к административной ответственности. Суд назначил двоим участникам незаконного заезда штрафы в размере по 10 тысяч рублей каждому, третьему – сутки административного ареста, а организатор уличных гонок заключен под стражу на трое суток.
Более миллиона раз автомобилисты проехали по трассе М-12 «Восток» в майские праздники. Число поездок с момента открытия дороги в декабре 2023 года уже приближается к 9 миллионам. В настоящее время продолжается строительство трассы до Екатеринбурга. При этом одновременно для удобства водителей и пассажиров идет развитие прилегающей инфраструктуры. Уже открыты 18 многофункциональных зон, включающих в себя заправки, зарядки для электрокаров, магазины, аптеки, детские игровые зоны, а также санитарные зоны, оборудованные душевыми кабинами. Всего между Москвой и Казанью запланированы 32 такие зоны.
После блока новостей спикеры приступили к обсуждению главной темы передачи – ДТП, которые сопровождаются съездом с дороги. Таких происшествий достаточно много, они, как правило, сопровождаются еще и опрокидыванием транспортных средств.
К эфиру присоединился Алексей Кузнецов, заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, полковник полиции. В начале своей речи он отметил: «Если в результате сегодняшнего разговора удастся предотвратить гибель хотя бы одного человека, значит, мы с вами собрались не зря».
Алексей Кузнецов привел актуальную статистику. В 2023 году, как и в предыдущие годы, съезд с дороги вошел в тройку наиболее распространенных видов ДТП наряду со столкновениями транспортных средств и наездом на пешеходов. Каждое десятое ДТП – съезд с дороги. В прошлом году было зафиксировано 14 тысяч таких ДТП. Число погибших снизилось на 6,6% - это 2109 человек.
За 4 месяца текущего года отмечается снижение количества ДТП, погибших и раненых.
Какие же существуют наиболее эффективные меры для решения этой проблемы?
«Инженерно-техническое обустройство дороги позволяет предотвратить данный вид ДТП, поскольку удерживающая способность барьерных ограждений не позволяет выехать за пределы проезжей части, которая приспособлена для движения. И «Росавтодор», и в целом транспортно-дорожная отрасль работают над опорной сетью дорог, приводят их в нормативное состояние. Эти цели есть в указе президента – сколько дорог должно быть приведено в надлежащее состояние», – рассказал Алексей Кузнецов.
Далее к эфиру присоединился Марат Салахутдинов, преподаватель контраварийной подготовки, тренер. Он рассказал о том, как можно научить водителей действовать в нештатных ситуациях.
«Представитель Госавтоинспекции очень точно сказал, что самое действенное средство – убрать из системы ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда) максимальное влияние водителя. Качественные ограждающие элементы способствуют безопасности намного больше, чем подготовка водителя», – сообщил он.
Также Марат Салахутдинов добавил: «Если мы говорим о ситуации, когда водитель, уворачиваясь от встречного автомобиля, вынужден выезжать на обочину, то в эту обочину, если это не 30-метровая пропасть, надо спрыгивать прямым ходом. Если говорить об обычных дорогах средней полосы, то самая частая ошибка, которую совершает водитель, выехав на обочину, - попытка повернуть руль обратно. Этот маневр и опрокидывает автомобиль, потому что так работают законы физики. А заставить себя спрыгнуть в обочину – это скорее ментальная тренировка. На площадке этому мы научить не можем, как и на дорогах общего пользования. Даже опытные спортсмены, выступая в ралли, иногда допускают такую же ошибку. Бороться с автомобилем не надо, надо минимизировать тяжесть последствий и ехать по прямой. Ментальная тренировка – самое сложное для водителя».
Большую роль в данной проблеме играет фактор отвлечения водителя транспортного средства от контроля процесса движения по дороге.
«Вспомним пункт 10.1 ПДД – водитель должен постоянно контролировать ситуацию в процессе движения. Вследствие чего возникает ситуация, когда водитель «не справился с управлением»? Человек отвлекся, потянулся за водой, закурил, упала сигарета, посмотрел в телефон, еще на что-то отвлекся», – прокомментировал Алексей Кузнецов.
Ведущий Антон Челышев предложил рассмотреть ситуацию в одном из российских регионов – Краснодарском крае. Через несколько недель начнется туристический сезон – сотни тысяч автомобилистов двинутся в направлении Черноморского побережья Кубани. Этот бурный машинопоток туда и обратно будет курсировать на протяжении всех летних месяцев. И, безусловно, возрастет нагрузка на дорожную инфраструктуру. Где рост нагрузки, там рост числа нарушений правил дорожного движения и числа дорожно-транспортных происшествий.
К обсуждению вопроса присоединился Александр Матвеев, заместитель начальника Управления ГИБДД Главного управления МВД России по Краснодарскому краю, полковник полиции.
«Необходимо отметить, что в текущем году в крае зарегистрирован рост показателей аварийности, связанной со съездом с дороги. Всего у нас зарегистрировано на текущее время 200 дорожно-транспортных происшествий, 25 человек погибло, 244 получили ранения. Анализируя предыдущие годы, можно сделать вывод, что данный вид ДТП является третьим по распространенности среди всех. Показатели аварийности по месяцам 2020-2023 года свидетельствуют о том, что ДТП преимущественно совершены в курортный период времени, когда наблюдается пик интенсивности движения на дорогах Краснодарского края», – сообщил он.
В ходе диалога зашла речь и о зонах отдыха, которые могли бы исправить ситуацию аварийности на дорогах.
«На вновь строящихся автомобильных дорогах данные зоны закладываются уже на этапе проекта. Ранее этому направлению уделялось незначительное внимание. Автодорога «Кавказ» очень аварийная, в частности, «Дон». Данных зон явно недостаточно. Сейчас принимаются меры, появляются новые места для остановки транспорта, имеющие все необходимые условия для того, чтобы человек отдохнул. Это очень актуально для Краснодарского края», – рассказал Александр Матвеев.
Таким образом, впереди еще огромная работа по снижению аварийности на дорогах Российской Федерации. А водителям хотелось бы сказать только одно – будьте максимально бдительны – где угодно может возникнуть опасность.
Полная запись программы по ссылке.