Сколько аварий с участием несовершеннолетних произошло за 2024 год? На что обратить внимание родителей, чтобы обеспечить безопасность детей? Что такое ЮИД, и как в него попасть? Как влияет на детей доступность самокатов и других СИМ? На эти и другие вопросы 6 июня в прямом эфире радио «Комсомольская правда» на площадке ПМЭФ ответили главные эксперты страны.
В программе приняли участие:
Сергей Хранцкевич – начальник ОПБДД и ПДДТТ ГУОБДД МВД РФ, полковник полиции;
Валентина Кульбицкая — председатель Общероссийской общественной детско-юношеской организации по пропаганде безопасности дорожного движения «Юный инспектор движения»;
Александр Бугаев – первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Ведущие: Вадим Мельников, Антон Челышев.
Согласно статистике, только за неделю с 30 мая по 5 июня на дорогах России, по предварительным данным, произошла 2201 автоавария, в которых погибли 197 человек и 2637 — получили травмы. 409 ДТП — с участием лиц до 16 лет, в которых пострадали дети. 17 несовершеннолетних погибли, 419 — получили травмы. Среди погибших два ребёнка-велосипедиста, два ребёнка — водители мототранспорта, четыре ребёнка-пешехода и девять пассажиров транспортных средств. В подавляющем большинстве случаев в гибели детей виноваты взрослые участники дорожного движения.
«За пять месяцев в ДТП погибло 166 детей. К сожалению, это достаточно большие цифры, несмотря на то, что есть тенденция к снижению. Зарегистрировано почти 6000 дорожно-транспортных происшествий, где пострадало почти 6500 детей. Дети становятся жертвами ДТП по вине взрослых в 45% случаев. Почти 83% происшествий с участием детей произошли именно из-за нарушений ПДД, где чаще всего за рулём их родители, либо знакомые. Основными причинами таких ДТП является, в первую очередь, неправильный выбор скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда. Зачастую страдают, всё-таки, дети-пассажиры, а не те дети, которые управляют транспортным средством», — дополняет статистику Сергей Владимирович Хранцкевич — начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ОПБДД и ПДДТТ) ГУОБДД МВД РФ, полковник полиции.
Говоря о том, какие меры предотвращения ДТП применяются в России, эксперты перечислили несколько направлений работы. Для повышения осведомлённости родительского сообщества об уровне аварийности с участием детей проводят Всероссийское родительское собрание, привлекаются медицинские специалисты, которые рассказывают о травмах в случае перевозки детей с нарушением ПДД, а психологи подсказывают, как правильно подготовиться к поездке, и на что необходимо обращать внимание.
Обеспечение безопасности детей на дорогах — задача не только Госавтоинспекции, но и целого ряда ведомств. Например, Министерства просвещения и общественной организации «Юный инспектор движения» — ЮИД, которая ведёт свою деятельность уже 50 лет. Есть и различные центры профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в субъектах, и всероссийские детские центры, где проводят профильные смены.
«Юные инспекторы движения – только одна часть комплексной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В каждом регионе функционируют лаборатории безопасности, где ежедневно проводят работу с учащимися от 6 до 17 лет. В каждой школе в учебном плане и в рамках классного часа, и в рамках ОБЖ есть уроки, посвящённые безопасности дорожного движения. Мы ведём весь комплекс работы для того, чтобы эта деятельность привлекала и педагога, и была интересна ребёнку. Наша задача – это вовлечение всех нестандартными подходами, которые покажут, что это действительно весело и познавательно», — Валентина Александровна Кульбицкая — председатель ЮИД.
«ЮИД – это намного шире. Мы в ЮИДе реализуем такие проекты, как профориентация. ЮИД – это не только сотрудник Госавтоинспекции. Это может быть и инженер, который будет строить дороги, и автоконструктор, и врач, который оказывает первую помощь», — уточнил Хранцкевич.
Валентина Александровна напомнила, что в России существуют и автошколы, которые ребёнок может посещать с 10 лет:
«Сам инструмент вовлечения ребёнка в культурное поведение как участника дорожного движения через юношескую автомобильную школу всегда был очень мощным элементом. Мы на выходе получаем человека, у которого уже есть компетенция. Во “взрослых” автошколах недостаточно времени на то, чтобы выучить действительно культурного, ответственного водителя. Чем раньше ребёнок получит такую возможность, тем лучше. Для улучшения инфраструктуры в этой работе мы надеемся на содействие Министерства транспорта, потому что ранее они серьёзно помогали и финансировали это направление».
В министерстве Просвещения подчеркнули важность деятельности ЮИД:
«ЮИД — наша опорная организация. Важно ребёнку рассказывать о правилах поведения на дороге. Но не только это. Безусловно, мы активно взаимодействуем здесь с коллегами из МВД. Это совместная работа. Проводятся специальные месячники, уроки безопасности дорожного движения. Сотрудники ГИБДД приходят в школы, в разных регионах эта работа выстроена на постоянной основе. Мы и дальше это будем делать. Нет ничего важнее, чем жизнь, здоровье и безопасность наших детей», — Александр Вячеславович Бугаев – первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Валентина Кульбицкая, завершая отвечать на вопрос о деятельности по снижению аварийности с участием детей, поделилась методами информирования:
«У нас есть поговорка: сейчас каникулы начались, а мы говорим, что безопасность на каникулы не уходит. Ребята вовсю занимаются в программе медиа ЮИД, которая в этом году направлена на пропаганду в социальных сетях, так как это основной канал присутствия молодёжи. Помимо медиа ЮИД, у нас есть и офлайн-мероприятия по тому, как вести профилактику детского дорожно-транспортного травматизма».
Многие ДТП происходят из-за недооценённой опасности: по данным опроса ВЦИОМ, 67% взрослых ошибочно полагают, что чаще жертвами аварий становятся дети-пешеходы. Поэтому Кульбицкая рекомендует родителям и совершеннолетним водителям обратить, в первую очередь, внимание на себя:
«Общество – это каждый из нас. И от нашего поведения зависит безопасность детей. Важно понимать каждому человеку, что это вопрос не фоновый. Школьники часто проявляют большую осознанность в поведении на дороге, чем взрослые. Ключевая проблема – непосредственно водитель. Поэтому через детей мы вовлекаем и родителей. Помимо того, что ребёнок ребёнку лучше всего объясняет, что делают участники отрядов ЮИД, дети зачастую являются совестью родителей. Хоть это и социально активная позиция, всё-таки, родителям надо самим подключаться к вопросу».
В качестве практических рекомендаций, Сергей Хранцкевич советует родителям включать «детский режим»: если знак стоит 60 или 90, и вы видите, что погодные условия совершенно другие — туман, дождь, в зимний период времени гололёд, снег — необходимо снижать скорость, и тогда будет возможность осуществить тот манёвр, который позволит избежать ДТП.
Также эксперты рекомендуют в летний период планировать маршрут движения заранее: если вы устали, обязательно найдите места, приспособленные для стоянки, где вы перекусите, а ребёнок отдохнёт. Возьмите с собой продукты питания и воду. Поездка пройдет безопасно при соблюдении всех правил дорожного движения, в том числе это обязательно использование детских удерживающих устройств: сегодня можно подобрать автокресло, которое будет расти вместе с ребёнком. При этом оно останется комфортным и безопасным.
Вместе с этим, по словам представителя МВД, последние два года наметилась тенденция – увеличение происшествий и с детьми-водителями. Если с велосипедистами в прошлом году было снижение аварийности, то теперь родители не всегда задумываются и учат детей управлять более серьёзными транспортными средствами, что приводит к негативным последствиям.
«Не покупайте опасные транспортные средства – мотоциклы, мопеды, если у ребёнка нет водительского удостоверения. Даже если вы учили его на закрытых территориях, ребёнок рано или поздно этим воспользуется — возьмёт ключи без спроса, сядет за руль, и это может привести к трагедии. Такие случаи есть уже в текущем году», – обращается к родителям Хранцкевич.
Летом проблема особенно актуальна: вело-, мототранспорт и СИМ стали популярны у молодёжи. И многие родители нарушают правила, подтверждая, что ребёнку исполнилась граница лет, необходимая для того или иного кикшеринга. Но знания далеко не всегда поспевают за техническим прогрессом. Председатель ЮИД присоединяется к просьбе:
«Прежде чем купить ребёнку средство индивидуальной мобильности или разрешить ему пользоваться кикшерингом электросамокатов, пожалуйста, подумайте о том, что он ещё маленький, и у него нет того опыта, который есть у вас. Вы подвергаете его опасности».
Если вы видите детей, управляющих транспортным средством, который им не по возрасту, Сергей Хранцкевич просит информировать сотрудников Госавтоинспекции.
«Наши коллеги проведут дополнительные беседы с родителями этого ребёнка, объяснят всю опасность, и за это предусмотрена административная ответственность. Гражданский кодекс никто не отменял, и ответственность за то, что совершит ребёнок, управляя источником повышенной опасности, будут нести родители», — объяснил полковник.
В заключение разговора, Валентина Кульбицкая призвала взрослых участников дорожного движения быть примером для своих детей:
«Дорога — это отличный срез того, какие мы на самом деле. Там не спрячешься ни в машине, ни за капюшоном, ни за зонтиком. Поэтому очень важно помнить о том, что наши дети на нас смотрят. И если мы будем говорить им одно, а делать другое, они нам не только в этом не будут верить, но и во всём остальном. Поэтому, в первую очередь, обратите внимание на своё поведение: не переходите дорогу в неположенном месте, соблюдайте скоростной режим и остальные правила. Мы в ответе за наших детей. И мы вам обязательно поможем».
Помочь в деятельности по предотвращению ДТП с участием детей, став участником отряда ЮИД, можно на сайте ЮИДРоссия.рф.
Полностью программу можно послушать по ссылке.