В Госавтоинспекции, однако, особенно часто обращают внимание водителей на риск, который неизбежен при выезде на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Казалось бы, все меры профилактики давно эффективно работают, но статистика аварийности говорит о том, что большинство автоаварий, связанных с этим фактором, происходит в том числе из-за самоуверенности тех, кто сидит за рулем...
Опасность есть всегда
По данным официальной статистики аварийности за 8 месяцев этого года на российских дорогах зафиксировано свыше 6,7 тысяч ДТП по причине выезда на встречную полосу. Число погибших и пострадавших в них людей, если сравнивать с прошлым годом, снизилось в пределах 1% и 3,9% соответственно. Тенденция позитивная, но ее нужно поддерживать и развивать. И здесь на помощь приходят разные инструменты, но работают они только комплексно.
Казалось бы, эффективно работают инженерные способы разграничения транспортных потоков, — например, дорожные ограждения. Но на каждой из трасс такое решение не применить — уж слишком много в стране дорог, которые имеют по одной полосе в каждом направлении. Установить там ограждение не позволит их ширина. А коль уж есть места, где допускается выезд на встречную полосу движения, значит, вероятность встречных столкновений достаточно высокая. Делиниаторы (это принудительный разделитель полос движения в смежном и/или противоположном направлениях) тоже не гарантируют безопасности движения, хотя и предупреждают водителя, что на ту сторону дороги выезжать нельзя. К тому же, как мы помним, большинство рисков, провоцирующих ДТП, так или иначе связаны с человеческим фактором. Это когда водитель либо прямо нарушил ПДД, либо не принял во внимание вероятную опасность.
Когда нельзя выезжать на «встречку»?
«Выезд на встречную полосу может быть запрещен дорожными знаками или сплошной разметкой. Но две трети таких ДТП все-таки случаются там, где выезд на полосу встречного движения разрешен. В этих случаях пострадавшие водители просто не справились с выполнением маневра обгона, от которого лучше отказаться всем, кто не уверен в своих силах и особенно тем, кто перевозит в автомобиле детей. Госавтоинспекция регулярно проводит тематические социальные кампании и акции, которые рассказывают о рисках и последствиях маневров, связанных с выездом на встречную полосу движения», — прокомментировал Антон Белан, заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма ГУОБДД МВД России. Одни из самых известных — «Повод для обгона» и «Последняя встречная». Результаты кампаний станут основой новых проектов, посвященных проблеме выезда на «встречку», задача — показать водителям, прежде всего новичкам, насколько маневр может быть опасен, и к каким трагическим последствиям способен привести, если игнорировать простые правила и запреты.
«Одним колесиком...»
Закон не делает разницы, двойная сплошная перед водителем или одинарная. В соответствии с ПДД само попадание на линию разграничения части автомобиля считается нарушением. Да, пусть одним колесом, но заезжать на «встречную» категорически запрещено. При этом смотреть в зеркало заднего вида на загородных трассах обязательно нужно — даже тогда, когда дорога кажется пустынной. Обгонять не стоит, если водитель не уверен, что, совершив маневр, он сможет вновь продолжить движение в своей полосе, не создавая помех другим. Что касается санкций, то это штраф в пять тысяч рублей или лишение права управления на срок от четырех до шести месяцев. За повторное нарушение в течение года, пока водитель считается подвергнутым наказанию, ему грозит лишение прав на один год.
ОФИЦИАЛЬНО
«Водитель, уже лишенный права управления, за очередной выезд на встречную полосу будет наказан уже по уголовной статье, которая предусматривает ответственность от штрафа в 200 – 300 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за период от 1 до 2 лет и до лишения свободы до 2 лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до 3 лет», — говорит Антон Белан.
Риск — дело благородное только в фильмах и книгах. На автодороге такой девиз может привести к трагическим последствиям, а потому водителям следует прислушаться к рекомендациям Госавтоинспекции, какой бы маршрут для своего путешествия они не проложили.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Источник: Комсомольская Правда