За безопасность на дорогах России

Русский English

Даешь видимость

Осень, а вслед за ней зима приходят неотступно. Световая часть дня стремительно сокращается. А в темное время суток происходит треть всех наездов на пешеходов, велосипедистов, а также пользователей средств индивидуальной мобильности.

Грубо говоря, каждый третий наезд на пешехода случается в темное время суток. Об этом свидетельствует официальная статистика аварийности. Согласно ее данным, за 8 месяцев текущего года в темное время суток произошло 28,7% наездов на пешеходов. Это 5 736 происшествий. При этом число погибших в таких автоавариях составило почти две трети от всех погибших (60%). Тяжесть последствий при наездах на пешеходов в темное время суток более чем в три с половиной раза выше, чем в светлое, и составляет 17,6 погибших на 100 пострадавших.

По мере того как с наступлением осени световой день сокращается, опасность угодить в эту самую статистику для пешехода возрастает. А самим пешеходам стоит подумать о том, как стать заметнее для водителя.

Напомним, что водителю сложно увидеть пешехода, который в пасмурный вечер одет во все черное. В сети "Интернет" пользовались популярностью два ролика. Оба были сделаны в темное время суток в пасмурную погоду. На одном у пешеходного перехода стоит подросток в желтом дождевике. На втором мы видим тот же переход, но уже без пешехода. Но фокус в том, что, оказывается, пешеход там есть! Причем на том же месте, где на предыдущем снимке стоял подросток в желтом дождевике. Только на втором снимке он одет в черный дождевик и его попросту не видно.

"Практика показывает, что без световозвращающего элемента на одежде риск попасть под колеса у пешехода в 8 раз выше, чем с ним".

В Правилах дорожного движения прописано использование световозвращающих элементов пешеходами в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. А для водителей прописана обязанность, выйдя из машины, надевать при таких же условиях световозвращающий жилет. Однако далеко не все эти требования выполняют.

Кроме того, они обязательны для выполнения только вне населенных пунктов. Но разве то обстоятельство, что пешеход находится в населенном пункте, делает его как-то заметнее на дороге? Определенно, нет! Да еще эта любовь наших граждан к темной одежде… Одни руководствуются эстетическими предпочтениями, другие - практическими соображениями (раз темное, значит, немаркое), но почему-то все игнорируют самый важный фактор - безопасность.

Между тем если пешеход одет в светлую и яркую одежду, то в ближнем свете фар водитель заметит его на расстоянии 50 метров. Согласитесь, уже лучше! Но куда эффективнее световозвращающие элементы. При их наличии на одежде пешехода его видно на расстоянии от 150 до 200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это дает водителю 15 - 25 ценных секунд для принятия решения.

Правильное размещение этих элементов - на руках и ногах. Просто потому, что ближний свет фар освещает нижнюю часть тела. Апгрейдить ли свой сезонный гардероб с учетом этого знания - решать тем, кто передвигается по дорогам. Госавтоинспекция в данном случае только напоминает об обязанностях. А пешеходы должны озаботиться своей подсветкой в темное время самостоятельно.

Была идея включить в качестве обязательного аксессуара световозвращающие элементы в детскую одежду. Но пока она не прошла. Во всяком случае, пока. Вся надежда - на здравый смысл и сознательность пешеходов. В конце концов это вопрос личной безопасности. А личная она потому, что вы о ней заботитесь сами.

"Помимо использования световозвращающих элементов, которое я бы скорее отнес к обязательному требованию, во время движения в темное время суток по неосвещенной дороге дополнительно включите фонарь на своем смартфоне. Это повысит ваши шансы быть увиденным водителями. Практика показывает, что без световозвращающего элемента на одежде риск попасть под колеса у пешехода в 8 раз выше, чем с ним. При использовании световозвращающих элементов риск гибели для пешеходов уменьшается примерно на 70 процентов. Необходимо действовать не столько карательными мерами - штрафами, сколько убеждением. Поэтому все сотрудники Госавтоинспекции начинают учебный год с бесед о необходимости обязательного использования световозвращающих элементов, причем на диалог вызывают как детей, так и взрослых", - отмечает начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Госавтоинспекции МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич.

Госавтоинспекция продвигает моду на световозвращатели через профилактические кампании, акции и видеоролики социальной рекламы. Объясняя в первую очередь взрослым, что они должны быть примером для своих детей, использовать на своей верхней одежде и вещах световозвращающие элементы, а также обеспечить световозвращателями детей и контролировать их ношение, отмечая необходимость рассказывать несовершеннолетним правила перехода проезжей части не из раза в раз, а регулярно.

Неделю назад водитель каршеринга, иностранец, пересек пешеходный переход на красный сигнал светофора. Он сбил на этом переходе двух детей. Одного - 12-летнего мальчика - насмерть. Девочка 11 лет получила тяжкие повреждения.

Как потом выяснило следствие, он отвлекся на мобильный телефон. Но, возможно, если бы дети блеснули каким-нибудь световозвращающим элементом, он бы успел их заметить и притормозить. Возможно, тогда повреждения, если бы их невозможно было избежать, оказались бы менее тяжкими.

Еще одна проблема - водители велосипедов и самокатов. Если водителям автомобилей, которые остановились на загородной дороге в результате ДТП или неисправности в темное время суток и в условиях ограниченной видимости, полагается надевать световозвращающие жилеты, то велосипедисты и самокатчики возить их с собой согласно правилам не обязаны. Так что тут просто элементарная логика подстегивает: хочешь быть в безопасности - надевай.

Электросамокаты оборудованы стопсигналами, фарами. Но вот беда, не всегда можно усмотреть, да еще на скорости, самого самокатчика, который крутится возле своего агрегата.

В этом плане впереди длительная работа. Действительно, необходимо внедрять использование световозвращающих жилетов для водителей разной техники. Внедрять световозвращающие элементы в одежду и обувь.

На велосипеды тоже должны крепить катафоты, фары и прочее освещение. Но когда велосипед по какой-либо причине падает, то тот, кто им управляет, должен быть одет в жилет яркого цвета, возвращающий свет фар. Для собственной безопасности.

В последнее время велосипедисты, пользователи средств индивидуальной мобильности начали эксплуатировать эту технику и зимой. В этот период темнеет рано, рассветает поздно. Поэтому без световозвращающих элементов на дороге становится сложно обеспечить собственную безопасность. Позаботиться о ней самим - самое верное решение.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Источник: Российская газета

События