Перевозка пассажиров в автомобиле, в особенности самых маленьких, требует безусловного соблюдения требований к безопасности. Любая попытка сэкономить или модернизировать штатные системы на свой вкус способна привести к тяжелейшим последствиям в случае ДТП. На современном рынке существует множество псевдоальтернатив сертифицированным удерживающим устройствам — от бескаркасных кресел до адаптеров ремней безопасности. Однако все они не обеспечивают должного уровня защиты, несмотря на заявления продавцов таких товаров и размещение ими сертификатов, которые не отвечают установленным требованиям к удерживающим устройствам. Рассмотрим топ-5 наиболее распространённых категорий товаров, от приобретения которых стоит отказаться.
Бескаркасные детские автокресла
Бескаркасные детские автокресла нередко воспринимаются родителями как удобная и экономичная альтернатива традиционным удерживающим устройствам. Они действительно легче, компактнее и стоят дешевле каркасных моделей. Но дешевле - не значит безопаснее.
Бескаркасные кресла не проходят краш-тесты по стандартам ECE R44/04 и R129 (i-Size), а значит, не гарантируют защиту при аварии. Испытания ADAC показали, что при ударе на 64 км/ч бескаркасные кресла не удерживают ребёнка: перегрузки превышают 80 g, что приводит к риску тяжелых травм (по стандартам i-Size безопасный порог — 55 g).
Российское законодательство в соответствии с пунктом 22.9 ПДД требует обязательного использования сертифицированных детских удерживающих систем, соответствующих росту и весу ребёнка. Нарушение этого требования влечёт административный штраф в размере 3 000 рублей (часть 3 статьи 12.23 КоАП РФ). Более того, если в результате ДТП ребёнок получит травмы средней тяжести или тяжёлые повреждения, водитель может быть привлечён к уголовной ответственности.
Страховые компании также вправе снизить размер выплаты по ОСАГО или полностью отказать в ней, если будет доказано, что отсутствие сертифицированного кресла стало причиной травм ребёнка.
Следует помнить: сертификат соответствия должен быть выдан именно на конкретную модель кресла. Любые иные сертификаты приравниваются к их отсутствию и не имеют юридической силы.
Адаптеры ремней безопасности
Адаптеры ремней безопасности, в народе известные как «треугольники ФЭСТ», долгое время предлагались как ещё одна дешёвая альтернатива детским автокреслам. Однако их эффективность является мифом. Применение адаптеров нарушает правильную геометрию штатного ремня: при аварии нагрузка распределяется не на грудную клетку, как задумано конструкцией ремня, а на живот, что значительно увеличивает риск тяжёлых внутренних повреждений.
Краш-тесты, проведённые Национальным автомобильным институтом НАМИ, подтвердили, что такие устройства не обеспечивают защиту. С 2017 года адаптеры официально запрещены для использования в странах Таможенного союза решением Коллегии Евразийской экономической комиссии №4. Опасность подобных устройств подтверждают и результаты испытаний, проведённых в Европейском союзе: такие изделия не проходят сертификацию как средства безопасности и продаются лишь как аксессуары без гарантий защиты.
Водителям также стоит быть осторожными с адаптерами ремней для беременных: безопасной альтернативы штатному ремню безопасности не существует. Важно использовать правильную технику размещения ремня безопасности. Диагональная часть ремня должна проходить через плечо, не касаясь шеи, и располагаться между грудями, а поясная часть — лежать под животом, фиксируясь на бёдрах. Нарушение правильного расположения ремня, как и его геометрии, также увеличивает вероятность травм при ДТП.
Заглушки для ремней безопасности
Использование заглушек для ремней безопасности является одной из наиболее популярных попыток обмануть систему автомобиля, напоминающую о непристёгнутом ремне. Однако это не только нарушение пункта 2.1.2 ППД, за которое предусмотрен штраф в размере 1 500 рублей (статья 12.6 КоАП РФ), но и серьёзная угроза жизни водителя и пассажиров.
ВОЗ отмечает, что штатные ремни безопасности снижают риск гибели при дорожно-транспортных происшествиях на 45–50%. Использование заглушек лишает водителя и пассажиров одной из важнейших систем пассивной защиты, увеличивая вероятность тяжёлых последствий даже при незначительных происшествиях.
Нештатные ремни безопасности
Отдельное внимание следует уделить качеству ремней безопасности. Использование несертифицированных ремней, которые часто встречаются на вторичном рынке, а также ремней, позиционирующихся как украшение салона (например, ремни, на ленте которых нанесены изображения или узоры) является грубым нарушением и банально опасно.
Штатные ремни рассчитаны на выдерживание нагрузки не менее 14,7 кН, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Однако дешёвые аналоги часто рвутся при нагрузке 7–9 кН. Их установка не только создает риски при использовании, но и может привести к проблемам при прохождении технического осмотра.
Все компоненты ремня — лямки, замки, крепления — подлежат обязательной сертификации. Даже оригинальные ремни, снятые с автомобилей на разборке, требуют документального подтверждения соответствия действующим стандартам.
Подушки и игрушки, прикрепляемые к ремням безопасности
Не стоит забывать и о том, что опасность представляют различные подушки, игрушки и аналогичные аксессуары, крепящиеся к ремням безопасности. Подобные товары для сна и отвлечения детей в дороге в действительности мешают штатной работе ремня, что значительно повышает риск травмирования маленьких пассажиров. Особенно опасны мягкие накладки и игрушки, размещённые в области груди и живота: при аварии они могут стать причиной внутренних повреждений.
Использование любых дополнительных аксессуаров на ремнях безопасности, не предусмотренных конструкцией транспортного средства, может повлечь за собой непредвиденные последствия.
Напоминаем, что, попытки заменить сертифицированные удерживающие устройства или вмешаться в штатные системы безопасности автомобиля серьёзно увеличивают риск для здоровья и жизни как самого водителя, так и пассажиров. Безопасность не может быть предметом экономии.