Мэр Москвы Сергей Собянин поддержал идею о введении удостоверения на право управления велосипедом. Интересно, что тема была поднята не в стенах мэрии или Мосгордумы, а на встрече со студентами, которые сами спросили градоначальника о том, считает ли он нужным наличие такого документа для велосипедистов.
Развитие велосипедной инфраструктуры, которое активно происходило в столице в последние годы, привело к тому, что увеличилось не только количество велосипедистов, но и число их маршрутов. Благодаря большому числу велостоянок, возможности взять велосипед в одном пункте проката и оставить в другом, двухколесный транспорт стал активно использоваться не только в парках и зонах отдыха по выходным, но и на оживленных дорогах в час-пик.
На данный момент предполагается, что велосипедист должен знать Правила дорожного движения и уметь применять их на практике, однако, с началом велосезона случаи ДТП с участием велосипедистов учащаются. Это связано и с тем, что за зимний период водители автомобилей отвыкают от присутствия двухколесного транспорта на дороге, и с тем, что сами велосипедисты не могут безопасно передвигаться в дорожном потоке. Зачастую, за рулем велосипеда сидят совсем молодые люди, которые не только не имеют базовых знаний и навыков по управлению двухколесным транспортом в дорожном потоке, но и даже бравируют всевозможными нарушениями.
В случае ДТП велосипедист может покинуть место аварии и, в отличие от водителя автомобиля, не получит за это ни ареста на 15 суток, ни лишения прав на год, что само по себе является дополнительным «стимулом» для нарушений среди недобросовестных водителей двухколесного транспорта.
Во временя СССР, когда количество автомобилей было в разы меньше, велосипеды подвергались обязательной регистрации и имели номерные знаки, а у их водителей имелись удостоверения на право управления двухколесным транспортным средством. В некоторых странах Европы, где велосипед давно используется чуть ли не наравне с автомобилем, наличие водительского удостоверения тоже является обычной практикой. А система наказаний для велосипедистов иногда оказывается идентичной наказаниям для автомобилистов. Например, в Польше велосипедист, в чьей крови обнаружен алкоголь, понесет такое же наказание, как и автолюбитель. А в Германии был случай, когда пьяного велосипедиста лишили права управлять велосипедом на 15 лет.
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре отметила: «В связи с тем, что велосипедная инфраструктура продолжит развиваться, а значительную долю тех, кто ездит за рулем двухколесного транспорта, составляют молодые и неопытные люди, специальное удостоверение и базовая школа, предваряющая его получение, была бы актуальна для столицы и России в целом. Важно, чтобы эта школа являлась не формальностью, а целым этапом обучения, начиная буквально с детского сада, когда ребенку рассказывают о главных опасностях, надевают на него шлем и другую защиту, и заканчивая обычной школой, куда многие дети ездят на велосипеде. На данный момент, среди них крайне мало тех, кто имеет даже приблизительное представление о том, как нужно вести себя на дороге, и чем это может закончиться», - отметила Наталья Агре.
Заметим, что несмотря на одобрение идеи о выдаче удостоверения велосипедистам, мэр столицы подчеркнул, что в первую очередь в городе необходимо создавать специальную инфраструктуру, которая уменьшит число аварий и тяжесть их последствий. Примером такой инфраструктуры Сергей Собянин считает выделенную полосу для велосипедистов на Бульварном кольце.