За безопасность на дорогах России

Русский English

Единые требования, предъявляемые к коммерческим грузопассажирским перевозкам необходимы для сокращения уровня смертности и травматизма на дорогах страны

Вопрос установления единых требований по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, предъявляемых к физическим и юридическим лицам, и индивидуальным предпринимателям - снова в центре внимания. В рамках заседания Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации, состоявшегося 29 февраля, министерством было выдвинуто предложение ввести единые требования, предусматривающие равную ответственность как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

"Сегодня свыше 55% объема пассажирских и грузовых перевозок в стране осуществляется автотранспортом.   Однако имеющиеся нормативно-правовые акты не могут в полной мере обеспечить надлежащее правовое регулирование всех аспектов безопасности дорожного движения, что показывает и статистика по аварийности за прошлый год", - подчеркнул Сергей Аристов, статс-секретарь заместитель Министра транспорта Российской Федерации. Он также напомнил, что положение усложняется большим количеством грузового и пассажирского автомобильного транспорта, зарегистрированного на физических лиц, осуществление перевозки пассажиров и грузов которыми не попадает под существующее нормативно-правовое регулирование.

 В рамках заседания с докладом выступил заместитель директора департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Владимир Луговенко. По его мнению, значительно повысить безопасность дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов можно с помощью установления единых требований безопасности при эксплуатации грузовых автомобилей и автобусов, вне зависимости от видов перевозок – регулярных, по заказу или для собственных нужд, а также организационно-правовой формы – физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Для решения данной задачи Минтрансом подготовлены поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП. К физлицам предлагается установить дополнительные требования, уже предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе речь идет и об оснащении транспортных средств тахографами. В феврале 2016 документ с данными предложениями был внесен в Правительство РФ.

В завершение своего выступления Владимир Луговенко предложил в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов вернуться к лицензированию перевозок пассажиров по заказу и для собственных нужд, в том числе перевозок детей школьными автобусами.

Стоит отметить, что сегодня физлицам принадлежит порядка 60% всех грузовых транспортных средств, при этом, по данным Госавтоинспекции МВД России и «Движения без опасности», водители грузовиков, принадлежащих физлицам, стали причинами более 70% ДТП с участием грузового транспорта. Только за прошедший год по их вине произошло 7759 ДТП, в которых погибли 1200, а пострадали более 9,5 тысяч человек. С любыми субъективными предложениями и доводами можно спорить, но только не с цифрами и статистикой. Этот показатель вызывает особую тревогу, так как очевидным становится, что по некоторым причинам грузовики в собственности физических лиц являются на дороге более опасными, чем транспорт в собственности юридических лиц.

 Водители транспортных средств, находящихся в собственности физлиц, в случае нарушений правил дорожного движения и правил эксплуатации несут более низкий уровень ответственности, чем юридические лица. Это влечет за собой, у большинства перевозчиков- физических лиц, существенное изменение в ответственности и халатное отношение к некоторым моментам, являющихся основными в повышении безопасности. Например, они зачастую игнорируют предрейсовый технический контроль транспортного средства, медицинский осмотр водителя, кроме того, они не обязаны выполнять требований законодательства в отношении режимов труда и отдыха.

Напомним, экспертный центр «Движение без опасности» более 3-х лет выносит данный вопрос на обсуждение на всевозможных общественных мероприятиях. Исследования индустрии позволяют убедиться в том, что вопрос безопасности на грузопассажирском транспорте не разрешится сам собой. Необходимо вмешательство и контроль со стороны государства.

В ходе обсуждения президент экспертного центра "Движение без опасности", секретарь Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Наталья Агре выступила в поддержку инициативы: "Мы полностью поддерживаем активность государства в намерении уровнять ответственность водителей и владельцев грузовых и пассажирских транспортных средства вне зависимости от организационно-правовой формы собственности транспортного средства. Решив эту проблему, мы сумеем снизить страшную цифру - 70% ДТП по вине водителей грузовиков и автобусов, зарегистрированных на физических лиц".

Представленные инициативы могут привести к существенному повышению уровня безопасности грузовых и пассажирских перевозок в России, а также поспособствовать решению проблем ряда других, не менее острых, проблем: неквалифицированного водительского персонала, выпуска в рейс технически неисправных транспортных средств, аварийности по причине несоблюдения режимов труда и отдыха водителями.

События