11 мая в рамках X Международного навигационного форума состоялся семинар «Тахографы как средство измерения. Замена аналоговых тахографов. Дополнительные возможности тахографов». Целью семинара стало информирование транспортных предприятий о последних нормах законодательства относительно тахографов, о параметрах выбора тахографов, о возможностях тахографов с блоком СКЗИ и о правилах эксплуатации тахографов. Организатором семинара выступила компания «ШТРИХ-М».
Мероприятие открыл заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта России Владимир Луговенко. Он рассказал о тахографической системе РФ и перспективах ее развития, замене аналоговых тахографов на цифровые тахографы с блоком СКЗИ в рамках Приказа Минтранса №348 и изменениях требований к тахографам, утвержденных Приказом Минтранса №36 в части метрологии.
Владимир Луговенко отметил, что с участием грузовых транспортных средств ежегодно происходит порядка 16 000 ДТП, гибнет около 2000 человек. Главная задача тахографического контроля, подчеркнул представитель Министерства транспорта, – повышение безопасности на грузовом транспорте: «Европейский опыт за последние 10 лет говорит о том, что использование тахографов в том числе привело к снижению аварийности с летальным исходом на грузовом транспорте примерно в 2 раза».
В этом году Приказ Минтранса №348 внес изменения в Приказ №36 и сократил разрешенные сроки эксплуатации аналогового тахографа. «К сожалению, аналоговый тахограф и требования к этому устройству отсутствуют в законодательных документах, поэтому и контролировать эти средства сотрудникам надзорных органов крайне сложно. Для налаживания процесса контроля транспортных средств было принято решение установить единые требования и прописать их в едином документе», - заключил Владимир Луговенко.
По данным Министерства транспорта, на территории России зарегистрировано порядка 4 миллионов транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами. Но на сегодня есть информация только о 483 тысячах транспортных средствах с тахографами. Выпущено 483 000 карт водителя. Зарегистрировано 1080 мастерских, допущенных к установке тахографов.
Руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин выступил с докладом о безопасности на грузовом и пассажирском транспорте. Он привел статистику ДТП с участием большегрузного транспорта, а также рассказал о том, что, соблюдая определенные стандарты, можно улучшить качество работы водителей, тем самым снизив количество ДТП. В своем выступлении Максим Данилин отметил, что на сегодняшний день существует две основные причины возникновения ДТП – человеческий фактор и технические неисправности транспортного средства. «К сожалению, как показывает статистика, более 85% ДТП происходит по вине водителей. Завышенная самооценка, пренебрежение предрейсовым медицинским контролем и несоблюдение режимов труда и отдыха приводит к большому количеству ДТП с участием грузового и пассажирского транспорта», - подчеркнул Максим Данилин. Эксперт особенно отметил, что тяжесть ДТП с участием грузопассажирского транспорта на 34% выше, чем тяжесть ДТП с участием легкового транспорта.
Как правило, несоблюдение режимов труда и отдыха приводит к усталости водителя, что является первой причиной увеличения времени реакции и, как следствие, может привести к серьезным авариям. Для контроля водителя в России введена и реализована система тахографии, которую в 2016 году ждут серьезные изменения: тахографы с блоком СКЗИ уже стали средством измерения, с 1 июля 2016 года эксплуатировать можно будет только тахографы, отвечающие требованиям Приказа Минтранса 36 или ЕСТР, будут ужесточены требования к мастерским и в данный момент рассматривается законопроект об уравнивании в ответственности физических и юридических лиц – владельцев транспортных средств.
О контроле метрологической поверки тахографов рассказал заместитель генерального директора – начальник отделения разработки и эксплуатации средств метрологического обеспечения координатно-временных и навигационных систем ФГУП «ВНИИФТРИ» Олег Денисенко. Особый интерес слушателей вызвала часть выступления о поверочных интервалах и параметрах поверки для тахографов.
Руководитель департамента систем автоматизации транспорта компании «ШТРИХ-М» Валентина Усачева рассказала собравшимся, на что стоит обратить внимание при выборе производителя для покупки тахографов и мастерской для установки тахографов на транспортное средство, о том, по каким параметрам следует выбирать тахограф, чтобы снизить затраты предприятия на амортизацию транспортного средства.
Генеральный директор «Атлас-карт» Виктор Порфирьевич Прокопенко рассказал собравшимся о защите информации в тахографе и метрологической поверке блоков НКМ, являющимся составляющей частью любого тахографа, соответствующего Приказу №36.