С наступлением летнего сезона тяжесть последствий ДТП возрастает. Это связано, прежде всего, с тем, что в хорошую погоду водители меньше задумываются о безопасности дорожного движения, полагая, что в такое время аварий произойти не может. Но именно в ясную сухую погоду, по статистике, ДТП происходят чаще всего. Результаты анализа дорожно-транспортных происшествий свидетельствуют, что тяжелые последствия отмечаются больше всего в ситуациях, когда пассажиры не используют средства пассивной безопасности, такие как ремни безопасности, детские удерживающие устройства. Нередко в ДТП страдают самые маленькие пассажиры.
Госавтоинспекция отмечает сезонность детского дорожно-транспортного травматизма, - на летний период приходится пик ДТП с детьми. Это время каникул, семейных поездок за город, в летние лагеря, к местам отдыха. Так, в прошлом году на период с мая по август пришлось 44% всех аварий с участием детей за год и почти половина всех погибших в возрасте до 16 лет. И только за последнюю неделю погибли несколько детей-пассажиров, которые ехали в автомобилях без детских автокресел. Более того, дети перевозились на руках у взрослых, что является грубым нарушением Правил дорожного движения.
Вместе с тем требования, касающиеся перевозки детей, могут измениться. В настоящее время на портале regulation.gov.ru проходят независимую антикоррупционную экспертизу соответствующие поправки в Правила дорожного движения Российской Федерации.
Сегодня для перевозки детей до 12 лет обязательно использование детских удерживающих устройств (ДУУ), которые соответствуют росту и весу ребенка, но возможно и применение других средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней. Под иными средствами, в первую очередь, понимают бустеры и накладки на ремни.
Новая редакция ПДД призвана ужесточить эти требования. Теперь детей можно будет перевозить исключительно при помощи удерживающих устройств. Альтернативы, которые раньше скрывались под общим определением «других средств», окажутся вне закона.
Как говорится в пояснительной записке к документу, «эффективность использования детских удерживающих устройств как средства пассивной безопасности, обеспечивающего снижение риска гибели и травмирования детей в возрасте до 12 лет, многократно подтверждена специальными исследованиями».
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре подчеркнула, что исключение двусмысленной категории «иных устройств» из требований к перевозке детей – это позитивная новость и ее можно считать логичным продолжением многолетней работы, которая ведется, в том числе, и экспертным центром, и направлена на повышение безопасности детей-пассажиров.
«Более 5 лет мы повторяем, что самая надежная защита ребенка в автомобиле – это качественное детское автокресло, оно способно сократить риск травм в случае аварии в 2-3 раза. Однако, принимая поправку, исключающую из ПДД формулировку о возможности использования для перевозки детей до 12 лет «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», мы должны быть готовы к следующему шагу – приведению в порядок рынка автокресел», - сообщила она.
Н. Агре отметила, что по результатам исследований детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области, проведенных в течение года совместно с Госавтоинспекцией МВД России и Минздравом России, было выявлено, что зачастую автокресла неизвестных производителей, провоцируют серьезные последствия аварий. Тяжесть таких травм может оказаться намного серьезнее, чем если бы ребенок был пристегнут стандартным ремнем безопасности. По мнению «Движения без опасности» решить эту ситуацию можно, если повысить требования к сертификации автокресел, а также гарантировав доступность качественных изделий даже малообеспеченным семьям. В связи с этим Наталья Агре выступила с инициативой о включении возможности приобретения автокресла на средства материнского капитала.
Однако новые поправки допускают также, что в возрасте от 7 до 11 лет, ребенок, если он сидит сзади, сможет пристегиваться при помощи обычных ремней безопасности. Требования к использованию ДУУ сохранятся, если ребенка посадят на переднее сиденье.
Подобная мера вызвала неоднозначную реакцию у экспертов и медиков, которые в своей работе напрямую сталкиваются с детьми, пострадавшими в результате ДТП из-за нарушения родителями правил перевозки.
Как сообщил директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Владимир Розинов: «Известно, что штатный ремень безопасности обеспечивает максимальный уровень защиты пассажиру, если его рост превышает 150 см. В противном случае, вместо того, чтобы фиксировать грудную клетку при столкновении автомобилей или наезде на препятствие, ремень перемещается на шею, сдавливая дыхательные пути, либо травмируя шейный отдел позвоночника. В силу профессиональной деятельности, я вынужден зачастую сталкиваться с трагическими последствиями родительского легкомыслия и пренебрежения правилами перевозки детей. Настоятельно рекомендую не радоваться возможному упрощению требований, а сохранять здравомыслие и ответственность, выбирая для безопасности ребенка максимально эффективные удерживающие устройства, к которым, по моему мнению, относятся автокресла, корректно подобранные по росто-весовым характеристикам детей».
Эксперты также выражают надежду на то, что авторы законопроекта доработают его к моменту принятия и проработают меры, направленные на защиту интересов детей-пассажиров в возрасте 7-11 лет.
«Движение без опасности» напоминает, что защита детей, в первую очередь, зависит от благоразумия и ответственности взрослых. Эксперты центра подчеркивают, что выбор устройства основывается на росте и весе ребенка, а уже потом – на его фактическом возрасте.
Так, по критериям Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), принятым в 2007 году, и рассчитанным исходя из соотношения среднего роста, массы тела и возраста ребенка, дети до 7 лет должны перевозиться в удерживающих устройствах групп 0 (масса ребенка менее 10 кг), 0+ (13 кг), I (9 – 18 кг), II (15 – 25 кг). Для перевозки детей в возрасте от 7 лет и старше могут использоваться детские удерживающие устройства группы III (масса ребенка 22 – 36 кг).
Развитие и внешние параметры каждого ребенка индивидуальны, поэтому покупка ДУУ должна осуществляться с учетом всех параметров роста и веса, а лучше – вместе с детьми.