По заказу общественной организации «Движение без опасности» Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, как часто россияне пристегиваются на передних и задних сидениях, кто, по их мнению, ответственен за жизнь пассажиров в салоне и какое наказание справедливо за нарушение правил перевозки. Исследования проводились в рамках кампании по пропаганде безопасности дорожного движения «Пристегнись!» (совместный проект Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков и общественной организации «Движение без опасности»).
По словам президента общественной организации «Движение без опасности» Натальи Агре, проведенный опрос уникален тем, что является долгосрочным мониторинговым проектом. «Общественная организация «Движение без опасности» совместно с ВЦИОМ более трех лет проводит исследования по теме безопасности дорожного движения, - отметила Наталья Агре. – В рамках очередного сотрудничества по теме пассажирской безопасности в автотранспорте мы провели исследование, результаты которого подтверждают нашу позицию: вопросом использования ремней безопасности в автотранспорте, особенно на задних сидениях, нужно заниматься всерьез. Согласно исследованию, постоянно на задних сидениях пристегивается только каждый четвертый респондент (24%). В рамках кампании «Пристегнись!» мы объясняем, почему всегда, на любом сидении и на любой скорости необходимо пристегиваться, мы развенчиваем мифы и заблуждения о неэффективности ремней, мы наглядно демонстрируем, как ремни спасают жизни».
В опросе приняли участие 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Исследование показало, что ремень безопасности наиболее часто используют водители: 77%. Среди жителей Москвы этот показатель еще выше – 83%. На переднем пассажирском сидении ремень безопасности пристегивают 70% респондентов (в Москве – 66%).
Менее распространена практика использования ремней безопасности на заднем сидении: постоянно пристегивается только каждый четвертый респондент (24%). 35% респондентов никогда так не поступают. В Москве пассажиры более ответственны – постоянно используют ремень на заднем сидении 39%, никогда - 27%.
Большинство россиян (69%) готовы выполнить просьбу водителя об использовании ремней безопасности на заднем сиденье. Молодежь в возрасте от 18 до 24 лет чаще сопротивляется просьбам о пристёгивании на заднем сидении: 20% в этой группе пристегнутся сзади только по обстоятельствам, 14% никогда не будут этого делать. При этом большинство респондентов (84%) согласны с фактом, что ремни безопасности могут уменьшить количество травм и снизить смертность.
Мнения о том, кто должен нести ответственность за неиспользование ремней безопасности, у москвичей и жителей других регионов несколько расходятся. В Москве чаще говорили о том, что штраф должен быть возложен на водителя - 55% против 41% по России. Основным стимулом для использования ремней безопасности для всех видов сидений респонденты считают осознание собственной безопасности (56-60%). Следующим по популярности идет увеличение штрафов: 40% респондентов считают, что это заставит людей пристёгиваться на заднем сидении, 44% - на переднем, 50% - на водительском.
Справедливым штрафом для не пристёгнутых пассажиров большинство (62%) считает сумму в 500 рублей. При этом в Москве выше доля тех, кто в качестве справедливого штрафа указывали суммы свыше 700 рублей, что может быть вызвано более высоким уровнем жизни и доходов в Москве. Участники дорожного движения, определяющие себя водителями, не готовы платить большие штрафы - 56% называли сумму в размере 500 рублей.
Доля тех, кто используют детское кресло при перевозке детей в собственном автомобиле, составляет 51%. Москвичи чаще, чем в среднем по России, используют автокресло (75%) и существенно реже совсем не пользуются никакими средствами детской безопасности (2%). Автокресло есть почти у половины родителей с детьми до 12 лет.