Вопросы безопасности на дорогах – приоритетны для ГИБДД, ведь ежегодно в различных ДТП Россия теряет тысячи своих граждан.
Причина высокой аварийности в России, как говорят эксперты, человеческий фактор. Усталость – многие водители засыпают за рулем и теряют концентрацию при длительном следовании, несоблюдение банальных правил дорожного движения, неуважение к другим участникам движения – все это становится причиной того, что цифры по дорожно-транспортным происшествиям выглядят порой ужасающе, особенно, если учесть сезонность аварий с участием детей, число которых в летний период достигает своего пика.
Автобусный тур
Поездки в летний лагерь или на праздничные мероприятия, школьные экскурсии – все они требуют организации перевозки группы детей. Правила для нее установлены Минтрансом России. Они начинают действовать, если в салоне автобуса находится больше 8 детей, а само транспортное средство в момент перевозки не является маршрутным. Однако если детей сопровождают родители, которые не исполняют в этот момент роль воспитателя или медицинского работника, то Правила перестают действовать, а вся ответственность за безопасность ребят переходит на их родителей.
Оксана Федорова
телеведущая и Президент благотворительного фонда «Спешите делать добро!»
Мы знаем, насколько важно для детей хорошо отдохнуть летом, набраться сил, положительных эмоций и впечатлений. Особое внимание мы уделяем безопасности доставки детей к месту отдыха, отдавая предпочтение транспортным компаниям, давно зарекомендовавшим себя на этом рынке, имеющим хорошие отзывы, проверяем всю документацию, лицензии перевозчика с нашей и встречающей стороны.
К сожалению, практика показывает, что уже на этапе поиска автобуса встречаются первые проблемы. Стремясь сэкономить, организаторы обращаются к водителям- «частникам». Но именно они чаще всего нарушают правила дорожного движения и правила перевозки детей. Кроме того, такой водитель, в отличие от работника транспортной компании, не контролирует технического состояние автобуса и освобожден от прохождения медицинского осмотра.
Асланбек Ахохов
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Взрослым стоит задуматься, выбирая транспорт для детей, обращаться в специализированные пассажирские предприятия, которые имеют свою техбазу, машины. Надо выбирать компанию, которая занимает на рынке в регионе серьезную долю, чтобы они чувствовали ответственность.
После определения ответственного перевозчика, заключения договора фрахтования, определения маршрута приходит время уведомления о перевозке детей Госавтоинспекции. Для небольшой группы достаточно сообщить инспекторам о поездке, если же группа большая и состоит как минимум из 3 автобусов, то необходимо оформление заявки на сопровождение автомобилями ГИБДД.
Последнее требование начнет действовать с января 2017 года. В то время как уже в мае текущего года вступили в силу поправки в КоАП, которые ужесточили ответственность за нарушения правил перевозки организованных групп детей. Во-первых, штрафы были распространены не только на водителя, но и на должностных и юридических лиц. Во-вторых, они были существенно увеличены: для водителя до 3 тысяч рублей, для должностных лиц - до 25 тысяч рублей, а для юрлиц - до 100 тысяч рублей. При этом нарушениями правил перевозки являются не только превышение скоростного режима, но и отсутствие договора фрахтования, программы маршрута, списка детей и сопровождающих их взрослых.
Кроме того, впервые была введена административная ответственность за перевозку детей в ночное время. За такое нарушение водителя ждет штраф в 5 тысяч рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев, должностное лицо может заплатить 50 тысяч рублей, а юридическое - 200 тысяч рублей.
Как пояснил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, в ближайшем будущем систему перевозок детей ждут и другие реформы. Всего в соответствии с утвержденным Председателем Правительства планом совершенствования нормативных документов по снижению смертности населения от дорожно-транспортных происшествий Минтрансом были подготовлены 5 проектов федеральных законов. Они внесены в Правительство, подписаны 3 предусмотренных планом проекта.
Кроме того, в марте 2016 года утверждена концепция организации перевозок групп детей автобусами и план ее реализации, включая рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации школьных автобусов.
Минтрансом России ведется работа по вопросу введения лицензирования перевозок пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе перевозок детей школьными автобусами.
Николай Асаул
заместитель Министра транспорта Российской Федерации
Пока же можно сказать, что по итогам проверок Ространснадзора, проведенных в 2015 году, было выявлено свыше 167 тысяч нарушений транспортного законодательства. По итогам рейдов напрашивается вывод, что на качество перевозок ощутимо влияет снижение уровня общей дисциплины перевозчиков, а также уровня квалификации водительского состава. Эти проблемы и будем решать в первую очередь.
Неверный выбор
Если рассматривать статистику происшествий детально, можно отметить, что одной из самых частых проблем на дорогах России является несоблюдение очередности проезда – из-за такого нарушения произошло почти 30 000 ДТП за год, в которых погибли около 1292 человека и ранены были 41353 человека.
В числе нарушений также несоответствие выбранной скорости имеющимся условиям движения, неправильный проезд пешеходных переходов, неверный выбор дистанции, а также выезд на полосу встречного движения и, конечно же, несоблюдение правил перевозки детей.
Наталья Агре
Президент экспертного центра «Движение без опасности»
Больше половины пассажирских перевозок внутри страны завязаны на автобусах, за рулем которых работает почти 3 миллиона человек. Именно от их работы, в первую очередь, зависит безопасность поездки. Неправильный выбор дистанции, нарушение правил проезда пешеходных переходов или превышение скорости на плохой или мокрой дороге – в 70% случаев именно эти ошибки водителей автобусов приводят к ДТП.
От того, выспался ли человек за рулем, насколько он внимателен и опытен зависят жизни пассажиров, в нашем случае – детей. Конечно, ответственные родители, организаторы детских поездок должны проверять водителей, которым они доверяют самого дорого в их жизни человека, на соответствии профессиональным требованиям и опыта. Но было бы намного надежнее, если бы безопасность детских автоперевозок также находилось под более строгим контролем администрации перевозчиков.
Детский вопрос
По статистике за 2015 год было зарегистрировано 19549 ДТП, в которых фигурировали дети и подростки в возрасте до 16 лет. 737 детей погибло, ранения получили 20928. При этом в общем процентном соотношении от числа всех ДТП в стране, происшествия, где были и дети, занимают 11%.
Аварии происходили как на личных автомобилях, так и из-за нарушения правил перевозки экскурсионными автобусами.
Есть категория ДТП – 26,9% случаев – которые возникали по вине самих ребят. Такие случаются, когда школьники выбегали на дорогу, неправильно переходили через пешеходные переходы, выезжали на велосипедах на проезжую часть и т.д. По мнению специалистов, уменьшить количество таких ДТП можно за счет проведения ряда мероприятий в школах и работой с семьями по безопасному поведению на дорогах.
«Ежегодно сотрудники ГИБДД проводят для юных инспекторов движения массовые мероприятия по правилам дорожного движения, такие как Всероссийский конкурс ЮИД «Безопасное колесо», специализированные смены ЮИД в детских оздоровительных лагерях, проходящие как на всероссийском, так и на региональном уровне.
Через этот неформальный вид объединения Госавтоинспекция пытается научить детей, а также и тех, кто находится рядом с ними, правильному «дорожному» поведению.
Одно из важнейших направлений работы Госавтоинспекции – это содействие педагогам в обучении детей правилам поведения на дорогах. Сегодня ведется работа по совершенствованию преподавания основ Правил дорожного движения во всех образовательных организациях, в том числе и дошкольных.
Ещё один важный момент: всё больше начинают обучать не только теории, но и практике. Ведь у ребят навыки применения полученных знаний с учётом сложного городского движения, массы отвлекающих моментов, неправильного поведения взрослых – очень слабы. Поэтому мы нацелили воздействие на детей дошкольного возраста, начальных классов. К примеру, был разработан комплекс занятий по правилам нахождения детей в автомобиле», - отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин.
Уровень культуры
В ряде регионов – в Чечне, Ингушетии, Магаданской и Владимирской областях - показатели детской смертности в результате ДТП минимальны. Глава Ингушетии Юнусбек Евкуров поделился опытом – как удается воздействовать на водителей и снижать кривую печальной статистики.
«Просим, уговариваем и, бесспорно, привлекаем к ответственности. Проводим по каждому случаю разбирательство, делаем профилактику нарушений. Привлекаем к этому и детей, и общественные организации, которые на дорожных постах раздают наглядный материал водителям.
Для детской безопасности нужно обязательно предусматривать тротуары вдоль дорог, увеличить места переходов для пешеходов, строить подземные и надземные переходы. Водители транспорта, которые перевозят детей обязательно должны использовать ремни безопасности, детские кресла. И нужно беспощадно наказывать тех, кто эти условия не соблюдает», - заявил Евкуров.
Владимир Кузин
Генерал-майор полиции, замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД
Главной проблемой в сфере дорожной аварийности по-прежнему остается повышение культуры участников дорожного движения, - это еще раз подчеркнул президент России на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения, который состоялся в марте этого года в Ярославле. Только за последние несколько лет в стране прошли такие широкомасштабные социальные кампании, как «Пристегнись!», «Некуда спешить», «Притормози!», «По правилам», - все они затрагивали различные, наиболее проблемные аспекты обеспечения дорожной безопасности.
«К обсуждению проблем повышения безопасности на дорогах сегодня активно присоединяются общественные организации, научное и экспертное сообщество, молодежь и студенты, средства массовой информации и просто неравнодушные люди. Так, к социальной кампании «Дистанция», которая прошла в России в апреле-мае, присоединились представители органов государственной власти, эксперты, общественные деятели практически во всех российских региона, - отметил официальный представитель ГИБДД. – «Социально активная общественность все более активно заявляет о своей готовности поддержать деятельность по формированию культуры поведения на дорогах. Об этом можно судить на примере Международного конгресса «Безопасность на дороге ради безопасности жизни», который проходит каждые два года в Санкт-Петербурге. В этом году основной тематикой предстоящего конгресса станет роль гражданского общества в деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения».
Ответственность на водителе
И действительно, что касается детей-пассажиров, тут ответственность лежит именно на водителях. По установленному законодательству дети в возрасте до 12 лет должны перевозиться в машинах исключительно в удерживающих устройствах и обязательно пристегнутыми. Подростки старшей возрастной группы обязаны быть пристегнуты ремнями безопасности при передвижении в автомобиле. При этом, даже несмотря на довольно-таки внушительные штрафы, многие пренебрегают такими правилами и перевозят ребят без какой-либо фиксации. И в момент ДТП такая безответственность заканчивается крайне плачевно. Переломы рук и ног – не самые страшные последствия. При ударе нежные кости и хрящи шеи малыша, черепные кости и внутренние органы разрываются, ломаются и рвутся очень быстро. Кроме того, ребенок легко может удариться головой и получить серьезную травму мозга, когда его начнет бросать по машине.
И стоит задуматься – нужно ли рисковать самым дорогим, что есть в жизни -или проще потратиться на автокресло и перевозить маленького пассажира по правилам.