За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек

Пешеходы и водители

Извечная борьба пешеходов и водителей преображается в страшные цифры: согласно статистике, предоставленной Госавтоинспекцией РФ, только за девять месяцев этого года в 43 385 ДТП с пострадавшими пешеходами на дорогах страны погибли 5323 человека и пострадало 40 412. При этом на пешеходных переходах погибло более 700 пешеходов. Пешеходы являются наименее защищенными участниками дорожного движения – именно на них ежегодно приходится треть от всех дорожных происшествий.

Мы можем быть друзьями, знакомыми, одноклассниками, одногруппниками и сотрудниками, но как только выходим на улицу, то становимся пешеходами и водителями и оказываемся по разные стороны баррикад. Эта взаимная «недолюбовь» длится почти с того момента, как дороги мира заполонили четырехколесные транспортные средства. Основным вопросом стал: «Кто на дорогах главный?», другими словами – кто кого должен пропускать.

В конце концов, спор разрешили и главным признали пешехода: его надо пропускать, любить и беречь. Иначе – вплоть до лишения прав. Но, как показывает статистика, все не так просто: пешеходы то и дело попадают в ДТП, причем не только посреди проезжей части, но и на пешеходных переходах и даже на остановках.
Так, согласно статистике, предоставленной Госавтоинспекцией РФ, только за девять месяцев этого года в 43 385 ДТП с пострадавшими пешеходами на дорогах страны погибло более 5000 человек и пострадало почти 40 400, на пешеходных переходах погибло более 700 пешеходов.

При этом сомневаться в знании водителями и пешеходами правил дорожного движения не приходится: такие простые вещи, как «зеленый – иди, красный – стой» и «пропусти пешехода, притормози перед зеброй», забыть невозможно. Проблема в другом: правила попросту игнорируют и не уважают. Угрозы и штрафы ни к чему не приводят – они могут напугать, но не научат элементарной вежливости и культуре.

ГИБДД придумала другой способ общения с нарушителями – социальные кампании. Уже на протяжении нескольких лет ГИБДД совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) и общественной организацией «Движение без опасности» участвует в широкомасштабных проектах, направленных на предотвращение различных нарушений. Бороться с нелюбящими пешеходов водителями и с внезапно выбегающими на проезжую часть пешеходами Госавтоинспекция решила кампанией «Пешеход, на переход!», которая стартовала 1 октября.

«Время старта кампании выбиралось исходя из данных статистики, которые показы-вают, что на период с октября по декабрь приходится более трети ДТП с пешеходами за год, – говорит начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Виктор Нилов. – Центральным элементом новой социальной кампании стал видеоролик “Пешеход, на переход!”, в котором мы постарались создать образ дисциплинированного пешехода, чью роль согласился исполнить известный актер Егор Бероев».

Действительно, в ролике кампании главного героя играет тот самый Фандорин. Теперь он – оптимистичный пешеход, идущий по сказочной «зебре», которая волшебным образом появляется прямо под ногами. На пешеходном переходе нет ям и кочек, не идет дождь. А в конце герои ролика, как Beatles на обложке альбома «Abbey Road», следуя за Бероевым, не спеша идут по переходу.

«Мы хотим изменить культуру дорожного движения, – говорит президент “Движения без опасности” Наталья Агре. – Но культуру нельзя создавать топорными методами, это тонкая работа, почти ювелирная. Мы действуем на психологию людей, учим их вежливости, взаимовыручке, уважению. Штрафы и угрозы не дадут эффекта, разве что запу-гают людей. Наша цель – больше: мы хотим, чтобы люди сами пришли к мысли о том, что соблюдение правил – это не ущемление их прав, отнюдь. Это тот признак, который отличает цивилизованного человека».

Но все-таки инициаторы кампании напомнят россиянам и о правилах: пропустить пешеходов будут призывать баннеры в Москве. Кроме того, в десяти регионах России будут проведены специальные просветительские акции. «Наша совместная с ГИБДД и “Движением без опасности” социальная кампания “Пешеход, на переход!” будет обращена к нескольким аудиториям и затронет несколько тем, – отметил президент РСА Павел Бунин. – Мы поговорим о таком важном моменте, как световозвращающие элементы для пешеходов, затронем тему опасности пешеходных переходов, особенно нерегулируемых, проведем разъяснительные беседы с нарушающими пешеходами. И, конечно же, еще раз напомним водителям об осторожности и внимательности на дорогах».

Может быть, социальные кампании окажутся действеннее традиционных мер воздействия на нарушителей. По крайней мере, это было не раз доказано на практике при реализации других социальных проектов. И тогда все мы – друзья, знакомые, одноклассники, одногруппники и сотрудники – выходя на улицу, несмотря ни на что, будем оставаться людьми. И только потом – пешеходами и водителями.

События