30-е годы XVIII века |
1809 год |
1816 год |
1868 год |
17 августа 1896 года |
Начало XX века |
1931 год |
1951 год |
1959 год |
8 августа 1969 года |
1970 год |
1997 год |
25 июня 2006 года |
2006 год |
2010 год |
21 апреля 2010 года |
1 декабря 2010 года |
1 ноября 2011 года |
16 февраля 2012 года |
Март 2012 года |
1 октября 2012 года |
Беспорядочное уличное движение Древнего Рима вводило в смятение ещё Гая Юлия Цезаря - он ввёл на нескольких улицах Рима одностороннее движение, а с первыми лучами солнца и за пару часов до его захода проезд частных экипажей, колесниц и повозок приостанавливался.
Появление первых правил дорожного движения в России связано вовсе не с изобретением автомобиля, а с увеличением на дорогах количества карет, телег и саней. Горожане стали жаловаться на быструю езду повозок, что нашло отклик у Императрицы Анны Иоанновны. Она издала серию указов, регулирующих взаимоотношения пешеходов и кучеров. За быструю езду и наезд на пешехода могли и на каторгу сослать.
В 1809 году в России создается транспортная полиция, в функции которой входит обеспечение безопасности движения на реках и дорогах, предотвращение хищения грузов. В городе транспортная полиция регулировала движение пешеходов.
Полицию сменит Государственная автомобильная инспекция (ГАИarray.add(h); образованная Советом Народных Комиссаров СССР 3 июля 1936 года. Основными задачами ГАИ стала борьба с аварийностью, а также разработка технических норм эксплуатации транспорта и его учёт. Нынешний ГИБДД - полноправный наследник ГАИ.
Александр I издает «Постановление о тротуарах». Появление данного документа в 19 веке обусловлено началом широкого применения камня. Предполагалось выкладывать тротуары гранитными плитами, а со стороны проезжей части ставить гранитные или чугунные столбики. Это существенно облегчало передвижение пешеходов, так как ранее понятие «пешеходная часть» отсутствовало практически полностью.
Однако, первые упоминания о тротуарах были найдены ещё раньше - в 1715 году Пётр I издаёт указ, запрещающий подбивание сапог гвоздями и скобами, дабы не портить дорожные настилы в Санкт-Петербурге, которые были сделаны из дерева.
10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента появился первый в мире светофор. Его изобретатель — Джон Пик Найт. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств.
В СССР массовое распространение светофора началось с установления первого экземпляра в Санкт-Петербурге на перекрестке между Невским и Литейным проездом 15 сентября 1930 года. В Москве светофор появился чуть позже - 30 декабря того же года его установили на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост
17 августа 1896 года автомобиль, которым управлял Артур Эдселл, сбил 44-летнюю мать двоих детей Бриджит Дрисколл в Лондоне. От полученных травм пострадавшая скончалась. Свидетели утверждали, что автомобиль ехал с огромной скоростью (8 миль в часarray.add(h); и Артур Эдселл, имевший всего 3 недели опыта вождения, был увлечен беседой с девушкой, ехавшей вместе с ним.
Несмотря на печальную участь Бриджит Дрисколл и показания свидетелей, судья счел это несчастным случаем, и никаких обвинений против водителя автомобиля предъявлено не было.
Существует несколько версий появлений искусственных дорожных неровностей, по одной из них впервые их стали применять в США на дорогах, идущих вдоль фермерских угодий. Автомобильный рынок увеличивался и во избежание гибели скота фермеры устанавливали на дорогах самодельные «лежачие полицейские», сделанные из досок и щебня.
В марте 2012 года оптический обман вместо настоящего «лежачего полицейского» использовали сотрудники волгоградского ГИБДД с целью заставить водителей снизить скорость и пропустить пешеходов. Реалистичный трёхмерный рисунок нарисовал за несколько часов с помощью строительной краски художник Филипп Козлов.
Вышла книга И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок». Цитаты про пешеходов стали всеобще известны:
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир»;
«Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов».
Пешеходный переход «зебра» стал использоваться как средство безопасности на дороге почти 60 лет назад, датой его рождения принято считать 31 октября 1951 году в Англии. Ученые установили, что контрастное чередование черных и белых полос действует на человеческий глаз как тревожный раздражитель и предупреждает об опасности. Такое обозначение пешеходного перехода пришло на смену металлическим кружкам на асфальте, которые были видны лишь пешеходам и не привлекали внимание водителей.
В 1953 году «зебра» появилась в Германии и в середине 1960 года в СССР
Изначально мысль о строительстве подземных пешеходных переходов появилась в СССР из-за растущей нагрузки на наземные магистрали. Первые подземные переходы в Москве были построены метростроевцами у «Детского мира» на площади Дзержинского и под Октябрьской площадью — у начала Ленинского проспекта, на пересечении проспекта Маркса с улицей Горького
После открытия перехода в столице их количество начало расти и в других городах страны. В Ленинграде первый переход был открыт в 1963 году, а Киеве – в 1964.
В этот день - 8 августа 1969 года - пешеходный переход на улице Abbey Road стал, вероятно, самым известным пешеходным переходом в мире. Ровно в 11:35 по местному времени все участники группы The Beatles были сфотографированы переходящими дорогу на улице Abbey Road. Знаменитая фотография стала обложкой одного из самых популярных альбомов группы, который так и назывался «Abbey Road»
В наши дни перейти дорогу по следам Джона Леннона, Ринго Стара, Пола Маккартни и Джорджа Харрисона, увы, не удастся. Переход был перенесен в связи с тем, что значительно возросло число аварий из-за многочисленных паломников группы
В 70-х годах в СССР обязательной частью программы новостей была рубрика «Страничка ГАИ». Ленинградская автоинспекция регулярно наставляла участников дорожного движения. В сравнении с сегодняшней обстановкой на дорогах дорожное движение тех лет не было интенсивным, однако дорожные происшествия случались достаточно часто, о чем сотрудники ГАИ информировали горожан
Помимо «Странички ГАИ» на улицах устанавливались «Окна ГАИ» - стенды с фотографиями с мест происшествий. В газетах публиковались имена нарушителей
Несмотря на решительный протест со стороны автомобильной промышленности, в 90-х годах XX века был утвержден европейский комитет по проведению независимых краш-тестов авто с оценкой активной и пассивной безопасности
Наряду с проверкой автомобиля на безопасность его пассажиров, The European New Car Assessment Programme проверяет автомобиль на его безопасность для пешеходов, что является также немаловажным критерием, так как опасность автомобиля для окружающих может грозить его владельцу как психологической травмой, так и повышенной гражданской ответственностью перед законом (особенно в случае смерти пешехода по вине водителя)
В Новосибирске в День Города был уставлен памятник первому светофору. Композиция представляет собой регулировщика, который приветствует светофор. Скульптура установлена на месте одного из самых первых светофоров города согласно архивным данным, на пересечении улицы Серебренниковская и Сибревкома. Автором памятника является учащийся 4 класса Александр Готский
Памятник посвящён 70-летию со дня образования ГИБДД. Авторы идеи — начальник управления ГИБДД области полковник Сергей Штельмах и директор «Авторадио-Новосибирск» Виктор Буланкин
Корейский дизайнер Hanyoung Lee разработал концепт лазерной виртуальной стены «Virtual Wall». Основной упор делается на психологическую составляющую. Если раньше некоторые водители игнорировали запрещающий сигнал светофора, то теперь им будет мешать лазерная подсветка с изображением идущих пешеходов около стоп-линии
Проигнорировать сигнал виртуальной стены так же просто, как и сигнал светофора, однако вид идущих пешеходов создает больший психологический барьер для водителей. Уже в ближайшее время концепт «Virtual Wall» может появиться в крупных городах мира
Сенат США единогласно принял закон об обязательном оборудовании гибридных и электромобилей генераторами шума. В связи с участившимися случаями ДТП с участием пешеходов и электромобилей появилась необходимость введения нового закона о повышении безопасности пешеходов. Инициативной группой, предложившей законопроект, выступила Национальная федерация слепых США. Дело в том, что тихая работа двигателя не позволяет пешеходам услышать звук приближающегося автомобиля. Согласно закону все автомобили при движении на низкой скорости должны издавать звук мотора. При увеличении скорости движения звук также будет увеличиваться
Основанный в апреле 2010 года союз принимает участие в совершенствовании законодательства в области обеспечения безопасности пешеходов, ведет пропаганду безопасного поведения на дороге, борется за учреждение в России «Дня пешехода» и занимается многим другим
«Союз пешеходов создан, чтобы сдвинуть стереотипы поведения на дороге пешеходов и водителей в сторону взаимного уважения, убедить законодателей в необходимости в полной степени учесть права пешеходов, убедить органы исполнительной власти в полной мере учитывать интересы пешеходов при строительстве дорог, помочь воспитанию новых поколений грамотных пешеходов, которые смогут стать хорошими водителями.»
В этот день стартовала масштабная социальная кампания «Засветись!», главная цель которой была сделать участников дорожного движения заметнее на дороге в темное время суток. Инициатором кампании выступила Госавтоинспекция МВД России при поддержке Российского союза автостраховщиков. Реализовала проект общественная организация «Движение без опасности». Инициативу проведения кампании, нацеленной на молодежь, активно поддержали представители культуры и шоу-бизнеса России. Партнером кампании выступил телеканал MTV, несколько эфиров популярных программ «тренди» и «стерео утро» были посвящены старту проекта «Засветись».
Общероссийский народный фронт запустил акцию по проверке безопасности пешеходных переходов в 20 российских регионах. Первыми городами, откуда была собрана информация, были Санкт-Петербург, Брянск, Челябинск и Южно-Сахалинск. Полученную информацию активисты анализируют и передают в органы исполнительной власти
Таким образом, организации, входящие в ОНФ, проверят соответствие наземных пешеходных переходов действующим нормам, а при необходимости, разработают и новые стандарты
В этот день в РИА Новости прошел круглый стол, участники которого обсудили проблемы повышения безопасности пешеходов на дорогах. В обсуждении приняли участие глава ГИБДД Российской Федерации генерал-майор полиции Виктор Нилов, депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков, председатель Центрального совета движения «Союз Пешеходов» Владимир Соколов, д.м.н., профессор, заместитель директора Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздравсоцразвития России Владимир Розинов, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре и другие спикеры.
В марте 2012 года компания Volvo продемонстрировала подушку безопасности для пешехода. Подушка расположена между капотом и лобовым стеклом. Надуваясь при ударе, она ловит на себя сбитого пешехода.
Подушка безопасности является частью системы «Pedestrian Detection» («Обнаружение пешехода»array.add(h); способной обнаружить пешехода перед машиной или около неё. Если водитель не реагирует на присутствие пешехода на проезжей части, автомобиль предупреждает своего владельца, а затем автоматически активирует тормоза.
В этот день стартовала всероссийская социальная кампания «Пешеход, на переход!», главная цель которой – убедить пешеходов, что очень важно переходить проезжую часть только в разрешенных местах и по пешеходному переходу, что игнорирование правил может повлечь тяжкие последствия. Инициатором кампании выступила Госавтоинспекция МВД России при поддержке Российского союза автостраховщиков
Проект реализован общественной организацией «Движение без опасности».