За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек
Безопасность

В последние дни мая Ижевск стал федеральной площадкой для обсуждения темы дорожно-транспортного травматизма. В столицу Удмуртии приехали участники всероссийской социальной кампании «Повод для обгона». Проект реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром «Движение без опасности».

Опасный манёвр

В 2017 году в России выезд на полосу встречного движения вошёл в пятёрку нарушений, чаще всего сопутствующих ДТП. В прошлом году в таких ДТП погибли почти 5000 человек.
Тревожным фактором, говорящим о недостаточной оценке опасности обгона, является совершение манёвра с пассажирами в салоне (52% россиян). 25% водителей совершают обгон с ребёнком в машине, при этом мужчины обгоняют чаще, чем женщины.

Старт социальной кампании «Повод для обгона» был дан в октябре 2017 года с охватом всей страны и усилением в 15 регионах России, в частности в Удмуртии. Концепция программы включает комплекс рекламно-просветительских мероприятий для разных целевых групп, в том числе воспитанников детсадов, школьников, студентов, учащихся автошкол, начинающих и опытных водителей, пенсионеров. Особое внимание уделено обучению водителей транспортных компаний.

Дети на дороге

В рамках акции в библиотеке УдГУ прошли круглые столы. В частности обсуждались мошенничества в сфере ОСАГО, разработка комплексного подхода к профилактике ДТП. Особое внимание уделили проблемам детского травматизма на дорогах.

В Удмуртии фиксируют рост числа дорожных аварий с участием детей. С начала 2018 года в нашей республике произошло 80 ДТП, в которых пострадали дети и подростки до 16 лет, один из них погиб. Среди них дети-пассажиры - 42, дети-пешеходы - 38.

Недавний случай в Ижевске: два наезда на детей с разницей в 2 минуты и на расстоянии 50 метров зарегистрировано возле школы в зоне пешеходного перехода.Происшествия произошли на улице Клубной, оба мальчика - 2007 и 2006 годов рождения - получили травмы.

- Вопрос к сотрудникам Госавтоинспекции огромный: как спрофилактировали, как могли предотвратить? - подчеркнул начальник 1-го отдела Управления ГИБДД МВД по Удмуртии Вениамин Вычужанин. - Вопрос к педагогам образовательной организации тоже огромный: чему и как обучали? Вопрос к автошколам тоже есть: водитель мог спрогнозировать опасную ситуацию или нет?

Именно поэтому, по словам Вениамина Вычужанина, без консолидации усилий Госавтоинспекции, Минобрнауки, общественников ситуацию с места не сдвинуть.Необходимо воплощать в жизнь лучшие практики работы с данной категорией участников дорожного движения. Причём к профилактике нельзя относиться формально.

Лаборатория безопасности

Именно такой подход сложился при организации - вернее, неорганизации - работы центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности» в Удмуртии. Деятельность центра, презентованного ещё в конце 2017 года в Сарапуле, раскритиковал гендиректор московского экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников:

- Лаборатория безопасности» - прекрасная площадка для эффективной работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Однако, как оказалось, на протяжении трёх месяцев сотрудники центра не могли поставить его на баланс. Соответственно, работа с детьми практически не велась.

Кроме того, несмотря на то что центр рассчитан на всю республику, - он включает также мобильный комплекс на колёсах - о «Лаборатории безопасности» в других городах и районах не знают. А это уже функция Минобрнауки Удмуртии. При том что представители ведомства, присутствовавшие на круглом столе, заявили, что «к ним никто не обращался».

«Учитывая, что в регионе растёт уровень детской смертности, на мой взгляд, это как-то странно - не использовать потенциал «Лаборатории безопасности», - подчеркнул Вадим Мельников. -Существует огромное количество методологических разработок, которые с точки зрения обмена опытом по факту никак не используются. Классический пример этого - «Лаборатория безопасности» в Удмуртии. В рамках этого проекта был создан большой комплекс методических материалов, разработанный Министерством образования России и согласованный с разными институтами. По факту он не донесён до аудитории, которая с этим должна работать. Вы говорите: хотим создать новые методики, новый ресурсный центр. Мы постоянно хотим создать что-то новое, не используя хорошие, дорогостоящие инструменты. Хотел бы, чтобы работа по донесению этих практик до аудитории была более активной и систематической.

В Минобрнауки отметили, что данный вопрос возьмут на контроль, тем более что впереди летние каникулы школьников.

Напомним, программа обучения «Лаборатории безопасности» включает несколько блоков: для детей, передвигающихся со взрослыми, для самостоятельных детей-пешеходов, для будущих водителей и для педагогов и их родителей.

В профилактике помогает и специальный автомобиль «Лаборатория безопасности», оснащённый по последнему слову техники, который может добраться до самых отдалённых уголков республики. Внутри автомобиля есть велосипеды, самокаты, конусы, демонстрационные стенды, столы-макеты, элементы улично-дорожной сети, а также модель автобусной остановки и автобуса. Оборудование, находящееся в автомобиле, предназначено для моделирования дорожных ситуаций и обучения моделям поведения на дороге в условиях, максимально приближенных к реальным.

Ижевский эксперимент

В рамках всероссийской кампании «Повод для обгона» в Ижевске впервые в России презентовали инновационные дорожные ограждения. 300 метров новых ограждений установлено в качестве эксперимента на мосту по улице Новоажимова Ижевска.

- Это новое техническое решение, направленное на то, чтобы помочь водителям правильно оценивать дорожную обстановку и разделить встречные потоки, -заявил начальник Управления надзорной деятельности Главного управления ГИБДД МВД России Олег Панарин. - Ижевск стал в этом смысле новатором. Это первый город России, на территории которого две недели назад были установленыбыстровозводимые композитные дорожные ограждения, разделяющие встречные потоки. Мы надеемся, что это ноу-хау позволит относительно незатратными финансовыми средствами решить проблему выезда на встречную полосу.

По словам экспертов, эти ограждения на дороге лучше заметны, экономичнее, однако ни о какой удерживающей способности их пока не говорится.

Начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации Ижевска Артём Богданов добавил, что «время покажет, насколько они будут эффективны»:

- По крайне мере для разделения потоков встречного движения, для воспрепятствования несанкционированного перехода пешеходом дороги это вполне достойное решение в Ижевске.

Мы можем однозначно сказать, что эксплуатировать такое ограждение гораздо проще, чем тросовое. У нас уже 4 повреждения на тросовом ограждении на улице Удмуртской. Это значит, что уже четырежды они предотвратили выезд на встречную полосу. Там необходимо полностью ослаблять трос, менять столбики - это достаточно затратное мероприятие. В случае если здесь произойдёт какое-то столкновение, гораздо проще будет устранять последствия. Это ограждение более информативно и дешевле. Оно яркое, в двух цветах, его не надо красить, выполнено оно из полимерных материалов.

Рассказал Артём Богданов и об очистке, подчеркнув, что работы будут проводиться с применением ручного труда. По окончании эксперимента, если город посчитает данные ограждения эффективными и найдёт средства, возможна их дальнейшая установка, в том числе и на ближайшем повороте на улицуНовоажимова. Именно на этот опасный участок властям указали общественники.

Эффект - в головах

Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре подчеркнула, что,по результатам опросов, проводимых в период кампании, о «Поводе для обгона» слышал каждый десятый житель в России.

- По сравнению с исследованием, которое было проведено до старта кампании, значительно уменьшилось количество россиян, считающих, что обгон - необходимость, которая даёт значительный выигрыш по времени (53% в первой волне против 36% во второй). Также снизилась доля граждан, которые уверены, что умеют совершать безопасный обгон (с 78 до 71%), - отметила Наталья Агре. - Это свидетельствует о том, что вектор задан верно. Работы ещё много, и я уверена, только объединив усилия, мы сможем решить эту задачу.

В Удмуртии в прошлом году зарегистрировано 267 ДТП, связанных с выездом на встречную полосу, рост по сравнению с аналогичным периодом 2016-го составил почти 13%. В таких авариях погибли 77 человек, травмы получили 490.

Всероссийская социальная кампания "Повод для обгона" реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром "Движение без опасности" согласно второму этапу исполнения поручений президента РФ по результатам заседания Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения.