За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек
Обгон зимой?

В зимнее время, как известно, дорога предъявляет совершенно иные требования к водителю, нежели тот же путь летом. Обгон на трассе в этот период становится предельно сложным и, часто, необоснованным маневром. Снег, ограниченная видимость, разнородное покрытие — это только часть неприятных факторов, прилагающихся к оценке и без того непростого маневра. Дополнить картинку может снегопад, гололед, слепящее зимние солнце.  В общем, зимняя дорога требует от водителя повышенной собранности и осмысленности в своих действиях.

Особенно опасным зимой становится обгон на ветреных и заснеженных участках дороги. Когда отвалы снега, разнесенные ветром, образуют «снежные перемёты». Эти неровности и трамплины отлично сливаются с зимним пейзажем. Наезд на большой скорости на такое препятствие станет фатальным даже для грузовика. Край обочины тоже легко может стать еще одной неизвестной переменной. Часто, после очистки трактором, остаются широкие полосы вдоль дороги, а край проезжей части под ним может оказаться значительно ближе. Выбирая место для обгона, водитель часто руководствуется шириной дороги, а в зимний период этот параметр очень обманчив. Кроме того, отвалы снега по краю легко скрывают выезды с прилегающих территорий, и, при выходе на обгон, необходимо понимать, что выезжающий с прилегающей территории на дорогу автомобиль может быть скрыт снегом. Небольшим утешением становится водительская примета: Где сугроб – там выезд. Следовательно, идти на обгон на заснеженной дороге необходимо крайне взвешенно, стремясь учесть все возможные, а то и невозможные обстоятельства.

Понимая всю сложность стоит задуматься, что побуждает водителей совершать подобный маневр. Ехать быстрее? А даст ли на самом деле обгон выгоду по времени? Можно долго производить математические расчёты и прикидывать вероятности, а можно присмотреться к «знатокам дорог» - водителям грузовиков. Они едут равномерно и с постоянной скоростью, стремясь не останавливаться. Так как знают - любая кратковременная остановка добавит больше времени к пути, чем борьба за считанные секунды на встречной.

Если же обгон все таки становится необходимостью, стоит запомнить несколько важных моментов. В первую очередь, чем меньше времени вы проведете на встречной, тем безопасней маневр. Второе, выходя на встречную полосу необходимо иметь запас в скорости. Где взять?  Разгон выполнять еще до выхода на встречку, используя для него увеличенный запас дистанции. Кстати, если держать до выхода на встречную полосу большое расстояние от обгоняемого автомобиля, то можно увидеть ситуацию значимо раньше. И, появляется возможность, в случае изменения ситуации, отказаться от маневра даже еще не находясь на встречной…

И, безусловно, стоит помнить, что преимущество в скорости должно быть разумным. В первую очередь - не выходящим за рамки разрешенной скорости. В ДТП, причиной которых стало выполнение маневра обгона, водителю чаще всего не хватает либо запаса скорости, либо человеческих возможностей. Избыточная скорость порождает новые проблемы, которых также лучше избегать. Например, бывает так, что в центре дороги собирается плотный сугроб. Водители, выходя на обгон, вынуждены его пересекать. При этом, одна сторона автомобиля еще находится на снежной поверхности, а другая на асфальте. Что же происходит в этот момент? Автомобиль упираясь колесами в снежный отвал, может легко потерять устойчивость. И чем выше скорость, тем хуже последствия.

Резюмируя все вышесказанное, давайте выведем несколько простых правил, отвечающих на вопрос, как нужно обгонять на трассе зимой? Правильный обгон на зимней трассе подразумевает в основе своей следующие два фактора: целесообразность и стремление минимизировать угрозу. Эти правила должны засесть в памяти как новичков, так и опытных водителей:

- Зимой на дороге ничего нельзя делать резко: ни тормозить, ни газовать, ни поворачивать рулевое колесо, потому что, все реакции на действия водителя в случае заноса или скольжения идут с некоторым  опозданием. Тяга ведущих колёс должна оставаться минимальной. Активно ускоряться можно только в случае попадания обоих ведущих колёс на участок с чистым асфальтом.

- Лучше проводить разгон на прямом дорожном участке, чем на искривленном. После того, как обгон завершён, важно неспешно стабилизировать скорость. Без резких «сбросов» газа и торможений. Направлять автомобиль точно, без резких движений  рулем. Удерживать руль при этом нужно прямо, снижая риск возникновения заноса. Напомним, что резкое маневрирование через снежные отвалы грозит заносом, а вот контролировать заскользившую заднюю ось автомобиля в состоянии не каждый даже опытный водитель.

- Если перед совершением обгона летом на трассе нужно оценивать дорожную ситуацию, то зимой это требуется делать еще более точно, стремясь до миллиметра взвесить выгоду от маневра и угрозу жизни. В новой редакции правил дорожного движения обгон определяется как опережение одного или нескольких транспортных средств, совершаемое выездом на полосу встречного движения с последующим возвращением на занимаемую полосу.

- Чтобы сделать обгон на заснеженной дороге максимально безопасным, не нужно начинать манёвр сразу за обгоняемым автомобилем! Держите дистанцию и предупредите всех о своих намерениях, если необходимо посигнальте светом впереди едущей машине. Стремитесь понять намерения других водителей.

- Никогда не начинайте обгон, если вас самих уже начали обгонять. Пользуясь боковыми зеркалами, убедитесь, что путь не только впереди, но и сзади свободен. При осуществлении обгона обязательно включайте соответствующий сигнал «поворотника», тем самым оповещая участников дорожного движения о своих намерениях. После того как опережение завершено, и вы возвращаетесь в собственную полосу, обязательно взгляните направо и убедитесь, что путь свободен. Включите правый «поворотник», и тогда перестраивайтесь.

- Проявляйте особую внимательность при обгоне грузовиков, фур и других габаритных транспортных средств.

- Стремитесь не превышать разрешённую скорость во время обгона. Часто в начале зимы или ранней весной на дорогах наблюдается гололёд, а это покрытие наиболее опасно. Ехать по нему лучше всего, так, чтобы все колёса находились на однородной поверхности. Нельзя допускать, чтобы два колеса ехали по сухому асфальту, а другие скользили по гололёду. Вследствие этого возникает разный коэффициент трения с последующей полной потерей управления автомобилем.

- И самое главное, перед осуществлением обгона на заснеженной дороге сначала подумайте, а действительно ли он так необходим? До нужного места можно ехать и несколько дольше, но с уверенностью, что вы не попадёте в непредвиденную ситуацию. Если же присутствуют некие сомнения относительно качества дорожного полотна, времени прохождения пути и тому подобное, от маневрирования лучше отказаться.

Помните, что занести может и на небольшой скорости при обгоне на заснеженной дороге. Не спешите! Наслаждайтесь каждым моментом своей жизни! Не превышайте скоростной режим и не обгоняйте зимой, если на то нет особенных причин.

Всероссийская социальная кампания "Повод для обгона" реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром "Движение без опасности" согласно второму этапу исполнения поручений президента РФ по результатам заседания Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения.