За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек
Ошибка, которую можно не допустить

Отношение водителей к вопросу употребления алкоголя бывает довольно предвзятым, т.к. зачастую водители не видят в этом никакой опасности. Человек, выпивший бокал вина или стакан пива, может не замечать изменений в своим поведении, однако, они все-таки есть, и садиться за руль в таком состоянии крайне не рекомендовано.  Более того, если водитель уже садился за руль в нетрезвом состоянии, то он начинает относиться к данной проблеме еще проще, ведь «доехал же, и ничего не случилось».  Именно поэтому, среди тех, кто задерживается за езду в нетрезвом состоянии много «рецидивистов», то есть водителей, ранее уже садившиеся за руль в состоянии алкогольного опьянения. 

Весьма любопытны данные об аварийности с участием нетрезвых водителей, впервые опубликованные ГИБДД. Больше всего аварий в состоянии алкогольного опьянения совершают водители со стажем больше 15 лет (31%; 3,1 тысячи ДТП), 5-10 лет (23%; 2,3 тысячи) и новички со стажем до трех лет (13%, 1,3 тысячи аварий). В рейтинге нарушителей лидируют водители в возрасте от 30 до 40 лет: по их вине совершено 26% (2,6 тысячи). За ними следуют 25-30-летние (18%, 1,8 тысячи).

Среди осужденных за повторную езду в пьяном виде есть представители практически всех возрастов и гендеров, однако, чаще всего нетрезвыми за руль садятся мужчины в возрасте от 30 до 49 лет — таких водителей оказалось 38 809 человек. Молодежь же повторно в пьяном виде на дороги выезжает реже: среди представителей возрастной группы от 18 до 24 лет оказалось 11 340 человек. Среди тех, кого успели дважды поймать пьяным за рулем, оказались и 117 несовершеннолетних, которые по закону вообще не имеют права садиться за руль.

К слову, именно непонимание или неприятие своего состояния при воздействии алкоголя чаще замечается у молодых водителей, которым еще не знакомо то чувство страха, которое появляется с опытом, а также у водителей с большим стажем, которые отлично «чувствуют» автомобиль и на 100% уверены в своих силах.

Если вообще говорить о «чувстве» автомобиля, то никто так до конца и не знает, как оно работает. Физические навыки новичка ничем не уступают навыкам опытного водителя, а опыт - это ни что иное, как количественное повторение одинаковых ситуаций, имеющих схожее решение.  На деле, чувство автомобиля - это комплексная работа закрепившихся навыков и вестибулярного аппарата, система равновесия.  Водитель признает состояние алкогольного опьянения, когда уже нарушается координация движений, но по сути это уже финальная стадия. На организм алкоголь начинает влиять с первых грамм, его воздействие замедляет время срабатывания вестибулярного аппарата, и именно вестибулярный аппарат не успевает отслеживать координацию движений.

Алкоголь замедляет время реагирования и усложняет координацию, поэтому реакция на происходящие происходит с большей задержкой, нежели в трезвом состоянии. Согласно статистике Госавтоинспекции, за январь-май 2018 года всего было зафиксировано 3 999 ДТП с участием нетрезвых водителей, ещё 1 122 инцидента произошли с автомобилистами, отказавшимися от прохождения медосвительствования. Их общее количество сократилось на 20,2% по сравнению с результатом января-мая 2017-го. В таких ДТП с начала года погиб 941 человек и получили травмы 7 190 участников ( 36,3% и 18% меньше чем в течение аналогичного периода прошлого года).

Количество таких аварий снижается в течение последних нескольких лет: например, по сравнению с январём-маем 2015-го, показатель снизился на 33,1%, уровень смертности в них упал на 37,4%, а число раненых уменьшилось на 32,3%. Это значит, что профилактика трезвости за рулем и разъяснительная работа отделов пропаганды ГИБДД и прочих организаций дает свои результаты. Одновременно с количеством «пьяных аварий» сокращается и доля таких ДТП в общем количестве зафиксированных ГИБДД инцидентов: если в течение первых пяти месяцев 2017 года она занимала 22,6%, то в январе-мае текущего года она составила 18,6%.

Однако в скором времени как количество таких аварий, так и их доля в статистике вырастут. И дело не в том, что водители резко начнут чаще садиться за руль в нетрезвом состоянии, а в том, что выявлять их будут больше: в начале июля 2018 года в силу вступит норма, согласно которой определять состояние автомобилистов можно будет также по крови. Если сейчас проверка проводится с помощью выдоха автомобилиста в алкотестер, то в скором времени врачам дадут возможность использовать анализ крови для определения степени опьянения. Это позволит привлекать к ответственности тех, кто находится в бессознательном состоянии (или притворяется таковым). Нетрезвыми будут признаны те водители, у которых выявят наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови. Соответствующий законопроект в начале апреля 2018 года подписал президент РФ Владимир Путин.

Безусловно, выявляя и наказывая нетрезвых водителей, сотрудники дорожной полиции совершают большой шаг в сторону безопасности на дорогах. Но следующий шаг – убедить нарушителей в том, что подобные поступки опасны, даже если разок обошлось без последствий. И стоит также помнить о том, что ежегодно за руль садятся тысячи молодых водителей, а значит, следует продолжать пропагандистскую и просветительскую работу, рассказывая о той опасности, которую таит даже самая небольшая порция спиртного.

Всероссийская социальная кампания "Повод для обгона" реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром "Движение без опасности" согласно второму этапу исполнения поручений президента РФ по результатам заседания Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения.