За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек
Отдых тоже важен

От физического и эмоционального состояния человека, управляющего транспортным средством, зависит не только его работоспособность, но и жизнь и здоровье других людей. Люди часто борются с усталостью за рулем находясь уже фактически в фазе сна. Чтобы не оказать в такой ситуации и не подвергать риску свою жизнь, а также жизнь и здоровье  пассажиров, водителю следует придержаться следующих правил - планировать свой маршрут с учетом текущей дорожной ситуации, а также помнить о необходимости делать перерывы при длительном управлении автомобилем. Как это работает? Давайте разберемся на примере разных стран:

Режим труда и отдыха для водителей-международников: правила работы по чипу

Практически в каждой стране существуют собственные законы или стандарты, призванные не допустить переработки со стороны человека, управляющего ТС. Например, в Соединенных Штатах запрещено ехать более 8 часов без перерыва, а суточная норма движения составляет 11 часов. Кроме того, введен порядок обязательной передышки, длительностью 36 часов после 80 часов управления транспортом.

Несоблюдение требований страны, могут привести к тому, что шофер-иностранец будет либо серьезно оштрафован, либо столкнется с проблемами на таможне, если фактически пройденный километраж превысит расчетный: произведение средней скорости на допустимые часы работы. А получить эту информацию о его действиях поможет тахограф - контрольное устройство, в обязательном порядке устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Оно предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа. Как показывает статистика, использование тахографов только за последние 5 лет позволило снизить количество случаев ДТП с летальным исходом на 50%.

Режим труда и отдыха водителей в Европе

Действующее постановление Совета ЕС, касающееся вопросов нормирования рабочего дня лиц, осуществляющих грузовые перевозки, является обязательным для исполнения на территории Еврооюза всеми участниками дорожного движения, независимо от их гражданства, места регистрации транспорта, направления движения и т.д.

В соответствии с этим документом, время управления транспортом без остановок не может превышать 4 часа 30 минут. По истечению указанного времени шофер обязан сделать остановку и не осуществлять никаких работ 45 минут. При необходимости, этот перерыв может быть разбит на два (15 и 30 минут).

Важно понимать, что в течение суток допускается не более 9 часов езды. Отсчет начинается с момента выезда: если Вы начали движение в 7-30 в воскресенье, то должны находиться в движении не более 9 часов до 7-30 понедельника. Дважды в неделю продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 10 часов, при этом общее время за 14 дней не должно превысить 90 часов. Соблюдение подобного режима гарантирует, что водитель отдохнет физически, а значит у него будет меньше шансов заболеть или «перегореть» эмоционально в процессе работы, нежели у человека уставшего и ослабленного.

Время работы водителя  в России: режим и правила езды

Аналогичные правилам ЕС нормативы действуют и в нашей стране, а также в пределах ТС. Установка устройства на коммерческий транспорт большой грузоподъемности стала обязательной в 2013 году. На настоящий момент в силу ряда внесенных поправок обязательному оснащению контрольными приборами подлежат:

  • Средства для перевозки пассажиров, как массой до 5 т. (категория М2), так и свыше (М3).
  • Грузовой транспорт группы N: грузоподъемностью менее 3,5 т., до 12 т., и более 12 т.

Тахографы контролируют режим труда и отдыха водителей, а также фиксируют скорость транспортных средств. Законодатели полагают, что, минимизировав нарушения в этих областях, в России также удастся существенно сократить уровень аварийности с участием пассажирского транспорта, который за последнее время несколько вырос.

По данным статистики Госавтоинспекции, в России за 10 месяцев 2017 года по вине водителей автобусов произошло 4487 ДТП, 263 человека погибло и 6932 - было ранено. Пугающим оказался рост аварийности: число погибших выросло на 43,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Ранее функцию тахографа отчасти выполняли диспетчеры, которые на деле не только не контролировали нормы труда и отдыха водителей, но и наоборот, даже пытались скрыть переработки, что влекло за собой нарушения, аварии и растущее число ДТП на пассажирском транспорте. Поэтому и было принято решение усилить контроль на городском и пригородном транспорте с помощью тахографов. Соблюдение режимов труда и отдыха теперь в любой момент могут проверить сотрудники Госавтоинспекции, распечатав информацию с контролирующего устройства.

Сегодня водитель грузопассажирского транспорта должен соблюдать следующие требования

  • максимальное время непрерывного управления- 4,5 часа
  • мин. время перерыва- 45 мин
  • максимальное время управления в сутки - 9 часов
  • максимальное время управления транспортом в неделю- 45 часов
  • минимальное время ежедневного отдыха - 11 часов
  • минимальное время еженедельного отдыха - 45 часов

Не менее жёсткому контролю подлежит и пассажирский транспорт. Причем время, которое может проводить за рулем водитель, осуществляющий городские, пригородные или междугородние перевозки пассажиров еще меньше:

  • максимальный период езды без перерыва увеличен до 5 часов;
  • время остановок между периодами ограничено 3 часами;
  • обеденное время не учитывается в качестве перерыва.

Все эти ограничения введены на основании медицинских и социологических исследований. Поэтому важно помнить о том, как опасна усталость и контролировать свое состояние за рулем – если ощущается сонливость, мельтешение перед глазами или дискомфорт, ваше внимание сконцентрировано в одной точке и вам тяжело отвести взгляд, возникла потребность часто зевать, значит, лучше остановиться в разрешенном месте и 10-15 минут размяться и передохнуть. Если же вы отправляетесь в длительное путешествие, то лучше не ехать в одиночку, а взять с собой второго водителя, который может вас сменить, или запланировать перерывы на отдых и полноценный сон. Так как, если вы спали менее 6 часов:

  • замедляется время реакции;
  • снижается способность обрабатывать информацию;
  • ухудшается кратковременная память.

Также не забывайте про ремень безопасности – кроме основной функции защиты, он не позволяет расслабиться и держать тело в «тонусе» во время поездки.

Всероссийская социальная кампания "Повод для обгона" реализуется Российским союзом автостраховщиков, Госавтоинспекцией МВД России и экспертным центром "Движение без опасности" согласно второму этапу исполнения поручений президента РФ по результатам заседания Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения.