За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек

Автобус на тот свет

Поездка в общественном транспорте становится по вине водителей настоящим испытанием для пассажираВ Волгограде водитель маршрутки провоцировал аварии и снимал их на видео, а затем с гордостью выкладывал ролики в Сеть. Он называл себя "учителем дураков", а свои видео - "краш-тестами". Когда ГАИ стала искать оператора-провокатора, он исчез. Водителей маршруток набирают по объявлениям в газетах. "Стаж не обязателен", - пишут зачастую. 15 лет назад таких водителей и на пушечный выстрел не подпустили бы к автобусу, сожалеют профессионалы.

Я решила выяснить, смогу ли я стать профессиональным водителем, "по-честному" пройдя специальное психофизиологическое обследование.

"Садитесь к монитору, берите джойстик, далее следуйте командам оператора", - проводят со мной предполетный инструктаж. Сейчас я пройду психофизиологическое обследование. "Опытный любитель", - переглядываются они. За кадром остаются подробности: я езжу довольно быстро, но осторожно. У меня проблема с ощущением пространства на высокой скорости - "габаритобоязнь", как называю ее я. И не очень хорошая реакция. Я не шныряю по рядам, не втискиваюсь "в дырочки", иногда сигналю не по делу, предвосхищая действия соучастников движения, зато езжу без аварий.

Программный комплекс профотбора, профориентации и тренировки профессионально важных качеств водителя - это софт плюс джойстик. Его можно использовать на любом компьютере. Тест займет полчаса.

 

"Приготовились, сейчас горизонтальные линии будут двигаться навстречу друг другу. Как только они коснутся вертикальных линий, нажимайте кнопку стоп", - инструктирует меня руководитель лаборатории психологических исследований в сфере безопасности дорожного движения Института безопасности дорожного движения Наталья Потлачук.

 

Непослушные горизонтальные линии то "недолетают", то "перелетают" преграду. Я очень стараюсь. Но они такие стремительные. За линиями - зеленые, красные и синие круги и квадраты. Они летят все быстрее. Под конец, от напряжения, у меня начинают болеть глаза. "Я не ела шесть часов, плохо спала сегодня, и еще дождь, - показываю я за окно. - Давление у меня низкое". Компьютеру все равно. Он уже выдает равнодушное заключение. "Время реакции снижено. Уровень работоспособности сниженный". Зато у меня "тенденция к обдуманному, взвешенному принятию решений; короткое время осуществления решения; ровный, спокойный стиль вождения в сложных условиях; мало ошибок, потому что я сначала думаю, потом делаю. Но финальный вывод неутешителен: "Относительно слабая нервная система, что неблагоприятно в плане отбора для профессиональной деятельности".

"Не волнуйтесь, - успокаивает меня Наталья Потлачук. - Во-первых, у вас сейчас не самое подходящее для тестирования состояние. Во-вторых, для водителя-любителя у вас нормальные показатели. Хотя в профессионалы я бы вас не рекомендовала".Однако используют системы психофизиологического обследования водителей, равно как и нанимают психологов для работы с ними, редкие автотранспортные предприятия. Зачем тратить лишние деньги?

Водителем может стать любой. Престиж профессии столь низок, что берут любого желающего - лишь бы не безногий и не слепой."О профессионально важных качествах впервые заговорили в авиации, - рассказывает доктор медицинских наук, профессор Валерий Козлов. - Профессиональный психологический отбор тоже стали внедрять именно там".

Козлов много лет отработал в Центре авиакосмической медицины и занимался таким понятием, как "человеческий фактор" в авиакатастрофах. Оказавшись в автомобильной аварии, он впервые задумался о том, что в ДТП в большинстве случаев работает тот же "человеческий фактор". То есть причина ДТП не в неумении водить автомобиль, а в неожиданном, неправильном, нестандартном поведении или состоянии водителя. И для профессиональных водителей, отвечающих за жизнь десятков пассажиров, нужен почти такой же отбор, как и для летчиков.

 

Эмоциональная устойчивость, высокая нравственность, быстрота реакции, хорошо развитое чувство самосохранения, технический склад ума, способность анализировать поступающую в больших объемах информацию - это лишь небольшой перечень профессиональных качеств, необходимых для водителя.

 

В Советском Союзе существовала система профессиональной подготовки водителей. С развалом страны приказала долго жить и она. Водителей общественного транспорта учили в профессионально-технических училищах или на производственных комбинатах в течение двух и более лет. Сейчас если ты имеешь права категории В, водительский стаж три года и достиг 21-летнего возраста, то в течение 3,5 месяца можешь стать водителем автобуса.

"Главное даже не то, сколько времени учат, главное - как учат, - уверен заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор милиции Владимир Кузин. - Важно качество обучения. У нас, к сожалению, сейчас нет разделения на профессиональный и частный транспорт".

Никакого профессионального отбора водители общественного транспорта не проходят. Устроиться водителем маршрутки может любой желающий : зачастую права с категорией D - единственный документ для трудоустройства. Иногородним предоставляется общежитие, что оправдывает невысокие зарплаты - от 15 тысяч в месяц.

По мнению Владимира Кузина, в России несовершенна законодательная база. "Она позволяет использовать в качестве наемных водителей лиц, не знающих правила дорожного движения Российской Федерации, не обладающих соответствующими навыками. По сути, гастарбайтеров. Компании-перевозчики набирают их как дешевую рабочую силу. Поэтому нужно реализовывать предложения президента по упорядочению этого процесса. Чтобы работать водителем по найму, ты должен пройти соответствующую подготовку, сдать экзамены по правилам дорожного движения, получить национальное водительское удостоверение. И работай себе на здоровье. Как это делается в европейских странах".

В Германии водитель автобуса учится почти два года. Чтобы поступить на курсы, надо пройти тесты, где оцениваются самые разные знания, которые могут понадобиться будущему водителю, от элементарных математических до сложнейших технических, и медицинскую комиссию. Стоимость обучения - более 3000 евро. Ученик проходит полугодовую стажировку в транспортном предприятии. Затем сдает сложнейший экзамен.

В автобусном парке немецкий водитель сначала учит все маршруты по карте, а затем "на местности", сидя на пассажирском месте - с инструктором. И только после этого, с испытательным сроком, его допускают к работе. С зарплатой до 3000 евро в месяц, комплектом рабочей одежды, проездными для членов семьи и прочими льготами.

Еще одна проблема профессионального водительского сообщества в России - нежелание проходить переподготовку."Мы проводим обязательную переподготовку водителей "скорых", - рассказывает Наталья Потлачук из Института безопасности дорожного движения. - В классе сидят в основном пожилые водители. Или дремлют, или смотрят скептически: "Кто ты такая, чтобы меня учить, я ж сорок лет за рулем". Они разучились учиться, они не хотят и не умеют воспринимать новое, ведь у нас нет традиции переподготовки водителей. А на дороге за сорок лет многое изменилось - от знаков до правил".

С идеями повсеместного внедрения профессионального образования и отбора Валерий Козлов и другие энтузиасты не раз приходили в Госдуму, ГИБДД, Минтранс и другие заинтересованные ведомства. Но до дела пока так и не дошло. Никто не хочет брать на себя ответственность заново выстраивать систему профессионального обучения и отбора водителей.

Результат такого отношения к проблеме ежедневно иллюстрирует сводка происшествий по стране: "автобус смял 22 легковушки", "троллейбус протаранил 8 машин", "водитель автобуса выронил пассажира на ходу", "старушка получила компрессионный перелом позвоночника при проезде маршрутки через лежачий полицейский", "детей на экскурсию вез пьяный водитель", "автобус врезался в мачту освещения"...

 

Проблему непрофессионализма водителей общественного транспорта пытаются решить уже на региональном уровне. В апреле этого года гордума Нижнего Новгорода выступила с инициативой "обязать всех водителей общественного транспорта проходить подготовку и переподготовку, чтобы непрофессиональных людей не пускали в эту отрасль".

 

"Таких водителей, которые сейчас работают, раньше и на пушечный выстрел не подпустили бы к автобусам", - уверен председатель комиссии гордумы Нижнего Новгорода по транспорту и связи Алексей Гойхман. "В свое время для подготовки рабочих кадров проводилась государственная политика. Но с 1993 года Министерство транспорта России удалилось от вопроса, связанного с переподготовкой водителей общественного транспорта, и учебные заведения, которые их готовят, были предоставлены сами себе. В Нижнем Новгороде сейчас таких организаций нет вовсе, с 1993 года специально не подготовлено ни одного водителя автобуса, хотя раньше их готовили по 700 человек в год", - добавил директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Владимир Грибов.

Ситуация в Нижнем Новгороде наглядно иллюстрирует положение во всей стране: разваливающиеся на запчасти древние автобусы и водители-полупрофессионалы, зачастую плохо говорящие по-русски. Хозяева автопредприятий экономят и на тех, и на других. Защитить права пассажиров способно только серьезное государственное регулирование.

Марина Белова

События