За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2018г. на дорогах России погибло 18 214 человек

Просмотры:1033

Первый элемент

Как правило, большинство аварий на дорогах происходит по вине водителей. Только в случаях наездов на пешеходов по уточненной статистике виновность их составляет 58%. И, к сожалению, основная причина ДТП – это банальное нарушение правил дорожного движения.

В автомире принято жить по системе ВАДС – неразрывной связи элементов: водитель, автомобиль, дорога, среда. При выходе из строя хотя бы одного сегмента ВАДС нормальное функционирование правил дорожного движения нарушается и обязательно приводит к неприятным последствиям. Первый элемент этой системы – водитель. И первая проблема водителя на дороге – это неправильное планирование времени.

Если водитель не имеет достаточного запаса времени, вероятность его попадания в ДТП возрастает в разы. Возьмем к примеру, экстренное торможение. Ситуацию, к которой практически во всех случаях приводит неправильный тайм-менеджмент. Не заметил пешехода? Яма? Лед? Все это приводит к жиму тормоза в пол, а дальше… как повезет. Хорошо, если обойдется одним испугом. Вина – на человеке за рулем. Не спрогнозировал возможный инцидент, не снизил скорость, не обратил внимание на датчик температуры, не посмотрел на участников дорожного движения спереди. Последний пункт касается всевозможных ям и неровностей.

Кстати, о них надо сказать отдельно. По ВАДС – это третий элемент. Одно дело, если вы двигаетесь по проселкам и находитесь в постоянном лавировании между сугробами и ухабами. Другое – ровная городская трасса. Должен ли водитель следить за поверхностью дорожного полотна? Конечно, должен. Но, делать это нужно, не снижая скорость движения потока. Если вы сбросили скорость и заставили тем самым остальных участников дорожного движения прибегнуть к незапланированным маневрам, вы получаете риск ДТП намного выше, чем от результата неожиданных неровностей. Здесь из двух зол, как говорится, нужно выбирать меньшее.

Уважение пешехода – неписанное правило. И, как ни странно, оно на дороге главное. Осторожный водитель плюс осторожный пешеход – почти стопроцентная страховка от аварий. Если осторожность исходит лишь с одной стороны, процент страховки уменьшается вдвое.  

Второй элемент системы ВАДС – это автомобиль. Он может быть неисправен. Но ситуаций, когда проблемы автомобиля не может отследить водитель, крайне редки! Например, это неисправность рулевого вала или тормозной системы. Но, если у машины оторвалось во время движения колесо или не заработали дворники, вина полностью лежит на водителе. При каждом выезде водитель обязан проверять работу основных систем своего авто.

«С» в ВАДС– это среда. И, опять же, вероятность инцидентов, связанных с ней, крайне мала. Дождь? Включите дворники. Туман? Включите противотуманки. Пыль? Объезжайте! Все в ваших руках и в вашей голове. Все названные неприятности водитель может и должен либо пресекать, либо преодолевать. В этом элементе непрогнозируемыми ситуациями могут быть, разве что, выезд из тоннеля, когда происходит резкая смена освещения, или, например, резкое нарастание скорости ветра от внезапно открывшегося пространства: тот же тоннель или выезд из лесного массива.

Вообще, ВАДС полностью подтверждает статистику: большинство аварий на дорогах происходит по вине водителей. И если разобрать систему на цифры, то на инциденты, связанные с ответственностью водителей, приходится 90%! С ответственностью автомобилей – 4%, дорог – 4%, и среды – 2%.

Что касается профилактики ДТП по вине водителей, то на сегодняшний день она известна только в виде наказания (штрафа) и обучения (в виде углубленных уроков). Но, к сожалению, штрафам мы уделяем гораздо больше внимания, чем возможности рассказать участникам дорожного движения о работе ВАДС или об особенностях взаимодействия «водитель-пешеход». Чтобы внести свой вклад в решение этой проблемы, Российский союз автостраховщиков и Госавтоинспекция МВД России при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности» проводят информационную кампанию «Сложности перехода», цель которой – донести до участников дорожного движения необходимость соблюдения правил дорожного движения и взаимодействия в неразрывной связке «пешеход-водитель».