За безопасность на дорогах России

Русский English
В 2017 г. на дорогах России погибло 19 088 человек

Просмотры:509

Язык жестов на дороге

Говорят, что к нам водительский язык жестов пришел во времена СССР благодаря разгромной статье одного сотрудника Госавтоинспекции, который клял на чём свет стоит европейскую систему. Солидарность водителей, говорил он, достигла своего апогея: они (эти недобросовестные товарищи drivers) додумались предупреждать друг друга о наших патрульных машинах сигналом фар. Кошмар! Безобразие! Но, в силу того, что в границах нашей необъятной Родины газет было раз, два и обчёлся, очень скоро все дороги и всё бездорожье Союза замигало, заморгало и зажестикулировало.

 Не берёмся ответить за правдоподобие этой легенды, но то, что общение водителей при помощи жестов сегодня неотъемлемая часть дорожного движения – неоспоримый факт. Предлагаем раз и навсегда разобраться в самых известных и самых неизвестных способах взаимодействия на дороге, и заранее предупреждаем, что любой условный сигнал – это лишь право думать, что мысли ваши и мысли сигнализирующего водителя совпадают и «взаимопонимаются».

Подмигивание

Если фары зажигают, значит это кому-нибудь нужно. А особенно это нужно для коммуникации на дороге. Если вам сигналят с помощью дальнего света, то ждите впереди опасность (хотя, тот же самый знак транслируется как «товарищ, переключись на ближний» (дальний свет ослепляет водителя встречной машины в тёмное время суток)). А вот при повороте с прилегающей дороги на главную подмигивание дальним светом может означать как преимущество проезда, так и просьбу пропустить. К этому жесту отнеситесь внимательно: оцените скорость «подмигивающего» авто. Если водитель моргает и притормаживает, вас пропускают, если сигнал сопровождается быстрым нагоном, не испытывайте судьбу – уступите. Видите подмигивание ТС, которое движется за вами? Смотрите обстановку: уступите дорогу, снизьте скорость или возьмите правее – позвольте сигнализирующему авто завершить манёвр.

Сигналы дальнобойщиков

О них надо сказать отдельно. Водители фур имеют преимущество обзора за счёт высоты кабины и, как правило, всегда предупреждают соседей по трассе специальными сигналами о приближающейся опасности. Если вы видите, что водитель грузовика включил левый сигнал поворотника, то сторона для обгона несвободна и слева вот-вот появится встречный автомобиль. Мигающий правый поворотник, наоборот, даёт вам право думать, что обгон возможен (по завершении манёвра не забудьте сказать водителю грузовика «спасибо» однократным сигналом аварийки). Собрав хвост (а некоторые особо вежливые дальнобойщики не дожидаются шлейфа за собой), водитель грузовика может также «подвинуться» вправо, говоря тем самым «проезжай, я вижу, ты торопишься».

Руки

И всё-таки, не всегда есть возможность адекватно передать информацию водителю другого автомобиля с помощью световых приборов и манёвров. Используйте для коммуникации жесты рук. Если у водителя едущего рядом автомобиля неплотно закрыта дверь, или дверью прижат ремень безопасности – укажите рукой (можно вытянутым указательным пальцем) в сторону этой двери так, чтобы вас увидели. При необходимости можно предварительно привлечь внимание этого водителя кратким звуковым сигналом.

Увидев, что водитель соседнего автомобиля хлопает себя по тыльной стороне ладони, это значит, что самое время посмотреть в зеркало: не открыт ли у вас багажник или дверь.

Жест рукой, похожий на мигающую лампочку (резко разжимающиеся пальцы) напомнит, что хорошо бы включить фары. Этот же знак иногда привлекается для выражения раздражения: возможно, вы доставили неудобство, перестроившись без предупреждающего сигнала поворотника.

И ещё один жест, о котором хотелось бы сказать. Фига. Автотрасса – это, пожалуй, единственное место, где за такое положение пальцев адресат не станет жестикулировать неприличными телодвижениями в ответ, а, наоборот, скажет спасибо поднятой кверху ладонью. Фига от водителя движущегося рядом автомобиля говорит, что ваше ТС представляет опасность для окружающих: в протекторе или в самом колесе вашего авто находится внушительных размеров камень, который при малейшем увеличении скорости может вылететь в лобовое стекло соседних транспортных средств.

Отдельно – про пешеходов

Столкнувшись с пешеходом на зебре, который улыбается и предлагает вам нарушить правила – проехать первым, проведите рукой в направлении его движения, покажите, что в данной ситуации он имеет преимущество. Помните, вежливость, конечно, основа всех правил дорожного движения, но ни со стороны водителя, ни со стороны пешехода она не должна быть навязчивой и противоречивой.

Своей вежливостью тоже злоупотреблять не стоит: если видите, что пешеход хочет нарушить и перебежать дорогу в неположенном месте, то не стоит специально притормаживать, пропуская, особенно если в соседнем ряду мчится автомобиль, который причину вашей остановки не видит. Достаточно открыть YouTube, чтобы увидеть, как много жертв такой вежливости попадает под колеса машин левой полосы. Посигнальте такому пешеходу, напомните, что ПДД – для всех одинаковы и существуют, чтобы сберечь наши с вами жизни. Подробнее о «Сложностях перехода» рассказывается в рамках одноименной кампании, реализуемой Госавтоинспекцией МВД России и Российским союзом автостраховщиков при поддержке экспертного центра «Движение без опасности».

Безусловно, коммуникация на дороге – это признак хорошего тона. Она поднимает авторитет, уровень взаимопонимания и сохраняет дорожный этикет. Но мы ещё раз хотим напомнить: вы обязаны знать только официальные правила дорожного движения. Всё остальное – лишь бонус и расширение вашего кругозора, что, впрочем, не даёт вам никакой гарантии, что вас поймут, простят и примут.